Навстречу солнцу каждый свой полёт отправляется наш земляк – военный лётчик-снайпер, командир Лидской 116-й гвардейской штурмовой авиационной базы гвардии полковник Александр Кривец
– Когда на землю уже опустилась ночь, у нас ещё есть уникальная возможность увидеть, как садится солнце, – рассказывает командир Лидской 116-й гвардейской штурмовой авиационной базы гвардии полковник Александр Кривец. – Поднялся над облаками во время ночных полётов – и наблюдай красивейшие моменты. Причём каждый раз это что-то уникальное и неповторимое…
Александр Сергеевич – наш земляк. Он военный лётчик-снайпер, который уже более 2000 часов провёл в небе и до сих пор совершенствует профессиональное мастерство, делится своим опытом с молодыми лётчиками. Более тридцати лет служит на Лидской авиабазе, а с 2018 года является её командиром.
“Буду лётчиком, как папа!”
Самолётами мальчишка грезил с самого детства.
– Иначе и быть не могло, – улыбается Александр. – Мой отец был лётчиком, а жили мы в городе авиаторов – в Щучине. Поэтому и выбор профессии для меня был предопределён. После окончания первой городской школы я решил поступать в Черниговское высшее военное авиационное училище лётчиков им. Ленинского комсомола: хотел учиться именно там, где в своё время профессию лётчика получил мой отец. Поступить было очень непросто, да и во время учёбы проходил жёсткий отбор. В итоге из 132 поступивших курсантов училище окончили только 36.
В 1995 году после окончания училища молодой лётчик был направлен для прохождения дальнейшей службы в Беларусь, а по распределению попал в тогда ещё 206-ю штурмовую авиационную базу в Лиде, где и проходил службу на различных должностях. В 2010 году поступил в Военно-воздушную академию им. Гагарина в Монино, окончил в 2012 году и вернулся в Лиду на должность заместителя командира авиационной эскадрильи. Постепенно прошёл все ступени карьерной лестницы.
– Сегодня для меня очень почётно быть командиром 116-й гвардейской штурмовой авиационной Радомской Краснознамённой базы, в которой с момента её создания в 1941-м служили легендарные лётчики: воевали в годы Великой Отечественной войны, выполняли свой долг в Афганистане, – говорит Александр Сергеевич.
Знакомство с “элочкой”
– Первый свой полёт помню до сих пор, – рассказывает командир. – Тогда я первый раз поднялся в воздух на самолёте “Л-39” в одном из учебных полков Черниговского авиационного училища в городе Городня. Это классический самолёт для первоначального лётного обучения на реактивных самолётах. Он по-своему красивый, и лётчики нежно называют его “элочка”.
Перед первым ознакомительным полётом всё было отработано на тренажёре, самолёт изучен “от” и “до”, сданы все зачёты. И вот запускается двигатель… Всё происходит очень быстро. Самолёт, небо, облака и огромное количество неописуемых эмоций! И вместе со всем этим осознание того, что ни один тренажёр не заменит самолёт и настоящий полёт! Но мне в первый раз всё показалось очень сложно, и я постоянно думал только об одном: “Неужели меня всему этому научат?”
Одинаковых полётов не бывает!
– В училище учился летать на самолёте “Л-39”, а в штурмовой базе проходил переучивание для управления самолётом “СУ-25”, – продолжает Александр Сергеевич. – Это штурмовик, боевой самолёт, и управлять им намного сложнее. В авиации действует принцип: от простого к сложному, а полёты – это совсем не романтика, это очень тяжёлая работа. Когда лётчик сел в кабину самолёта, начинается работа, а все вопросы остаются за кабиной. Здесь нет мелочей: каждую секунду лётчик оценивает обстановку, считывает информацию приборов, анализирует работу систем. Эта профессия отличается от всех других тем, что мы всю жизнь учимся. И хоть сейчас большинство полётов я выполняю в качестве инструктора, передавая свой опыт более молодым лётчикам, тем не менее выполняю полёты на боевом самолёте один для поддержания своего уровня подготовки. Совершенству ведь нет предела.
Как не бывает одинаковых полётов, так и нет одинаковых самолётов, у каждого свои особенности. Не так давно для нашей авиабазы по решению правительства были приобретены новые “ЯК-130”. Эти самолёты – новое направление в авиации. И мы переучивались, чтобы ими управлять. Кстати, для обучения использовались тренажёры белорусской разработки и изготовления. С гордостью говорю о том, что они очень высокого качества.
Назначение штурмовой авиации – оказывать непосредственную поддержку сухопутным войскам. Мы постоянно отрабатываем свои навыки и умения по боевому применению авиационных средств поражения на полигонах, и эту подготовку видят не только в нашей стране, но и за рубежом. И мы постоянно находимся в боевой готовности, выступаем гарантом безопасности нашей родной Беларуси от внешних угроз и любому готовы дать отпор.
“Я болен небом!”
– Небо – это как болезнь: либо оно тебя сразу отвернёт, либо ты влюбляешься в него так, что начинаешь им болеть, и оно никогда не отпустит, – рассказывает командир. – Я уже давно им болен. Бог не дал нам крыльев, но мы сделали их сами. Полёт – это каждый раз творческий процесс, а лётчики – люди особенные, у нас своя психология в виду специфики работы: надо уметь быстро считывать информацию, анализировать обстановку и тут же принимать решение.
Всегда будет примером для Александра Сергеевича его отец – лётчик, воин-интернационалист, который выполнял свой интернациональный долг в Республике Ангола в Африке. Там он провёл три года, был участником боевых действий, награждён медалью “За боевые заслуги” и орденом Красной звезды.
– Эти награды вместе с фотографией отца хранятся у меня в кабинете на красивом небесном сукне в рамочке, – говорит Александр Сергеевич. – Мой отец – это моя гордость, это пример профессионала, человека и офицера, и я стремлюсь быть его достойным: постоянно учусь и также, как отец, имею высшую классную квалификацию “Военный лётчик-снайпер”.
Полёты – это только одна важная составляющая службы командира авиационной базы. Но никто не отменял и повседневную деятельность: решение организационно-хозяйственных вопросов, контроль за состоянием территории базы, занимающей серьёзные площади, создание надлежащих условий службы для солдат срочной службы, организацию практического обучения лётчиков-курсантов, которые теоретические знания получают в Военной академии Республики Беларусь, а практические навыки – изучение реактивных самолётов “Л-39” – отрабатывают именно на базе в Лиде, и многое другое. Даже на отдыхе служба его никогда не отпускает.
На личную жизнь у Александра Сергеевича времени почти не остаётся. Но когда выдаётся свободная минутка, они вместе с женой Анной, с которой Александр познакомился ещё в Чернигове, а затем они вместе вернулись в Беларусь, отправляются на рыбалку. Кстати, мама Александра Сергеевича – тоже заядлая рыбачка, причём рыбачит круглый год. Рыбаком был и его отец. Анна Владимировна – фельдшер, работает в здравпункте Лидского молочно-консервного комбината.
Крепкие корни
О своём родном Щучине – городе авиаторов, который когда-то дал ему путёвку в жизнь, Александр никогда не забывает. Хоть и бывает там редко, но поддерживает тесные связи с первой городской школой: ребята – частые гости на авиабазе. Командир надеется, что личный пример лётчиков подтолкнёт мальчишек к выбору этой благородной профессии.
А в День письменности, который отмечался в Щучине несколько лет назад, Александр Сергеевич присутствовал в качестве руководителя полётов в зоне выполнения пилотажа, а высший пилотаж на учебно-боевом самолёте “Як-130” выполнял ныне Герой Беларуси Андрей Ничипорчик…
…К сожалению, время нашего разговора заканчивалось. С докладом к командиру прибыли разведчик погоды и авиационный метеоролог. Согласно полученной ими информации, Александр Сергеевич принял решение, какие полёты и по какому варианту плановой таблицы будут выполняться в этот день.
Предполётные указания, тщательная подготовка и неоднократная проверка готовности самолётов – и один за другим они взмывают в небо навстречу солнцу. В одном из них – в “ЯК-130” – в качестве инструктора отправился в полёт и командир Александр Кривец.
“Самолёт начинает жить, когда отрывается от земли и поднимается в небо,” – уверен Александр Сергеевич. Вспоминая его слова, с замиранием сердца следила, как взлетают эти величественные стальные птицы, как легко парят в небе. Да, на самом деле, живут они именно там!
Анна РУДСКАЯ.
Фото автора и из архива Александра КРИВЦА.