Смело изучают столярное дело десятиклассники средней школы № 2 г. Щучина. Узнали, что они уже смастерили своими руками
– Такая возможность появилась у ребят в этом учебном году, – рассказывает учитель технического труда и черчения Надежда Голубовская. – Программой профессионального обучения, согласно которой мы занимаемся, предусмотрено шесть часов в неделю: два часа теории и четыре практики. Надо сказать, мальчишки с удовольствием приходят на занятия, им на самом деле интересно и хочется всему научиться.
Педагогический стаж у Надежды Ильиничны около тридцати лет. В своё время она окончила Оршанское педучилище и по распределению приехала в наш район. Учитель не просто даёт знания школьникам, она знает, когда и как поддержать ученика, если у него что-то не получается с первого раза, как исправить его ошибку. Поэтому и тянутся к ней мальчишки.
– За эти пару месяцев мои десятиклассники уже начали строить мельницу для украшения пришкольной территории, – демонстрируя интересную работу, рассказывает Надежда Ильинична. – Практически всё делают сами, я только направляю их и вношу коррективы. Изделия, над которыми мы работаем, обязательно соответствуют требованиям программы: например, если ученики должны усвоить, как выполняются столярные соединения, значит, они обязательно есть в той конструкции, которую они собирают.
Для организации профессионального обучения в школе есть всё необходимое оборудование: новые станки – токарный, сверлильный, заточной, циркулярка, тиски, около 10 наименований ручного электроинструмента – электролобзик, электрорубанок, сабельная пила, шуруповёрт и многое другое.
– Некоторые ребята вначале даже не знали, как выглядят электролобзик или электрорубанок, – продолжает Надежда Ильинична. – А теперь уже умеют ими пользоваться. Дети пробуют работать со всем инструментом, приобретают новые навыки и гордятся тем, что у них всё получается.
Накануне новогодних праздников ученики заняты изготовлением различных новогодних украшений: выпиливают новогодние игрушки, дракончиков – символ Нового года.
– Материал для изделий в школе есть, – говорит учитель. – Используем доски, фанеру от старых шкафов, которые уже списаны, что-то приносят сами дети, не остаются в стороне и родители. К весне планируем закончить мельницу с балкончиком и ступеньками, смастерим вазонницы. Я старюсь, чтобы ребята не только научились работать с инструментом и что-то создавать, но и к каждому делу подходили творчески, добавляли в своё изделие какую-то изюминку. Теперь вот школьники собирают мебель и новые слесарные столы, кстати, параллельно учатся работать с чертежами. Это тоже обязательно пригодится им в жизни. Ребята уже знают, как подготовить инструмент к работе, как, например, заточить ножовку и под каким углом, как правильно держать инструмент, как нужно стоять, выполняя ту или иную операцию, как обращаться с электрооборудованием… Самое главное моё требование во время любых занятий – дисциплина и соблюдение техники безопасности. Все мои ученики об этом знают и всё выполняют.
Как считает Надежда Ильинична, очень правильно, что профессиональное обучение введено в школах.
– Ведь не все ребята отлично успевают по всем предметам, – говорит учитель. – А, например, полученное после двухлетнего обучения удостоверение столяра II разряда даёт возможность работать по этой специальности.
– Честно сказать, я ничего не умел делать, когда впервые пришёл на занятия, – говорит ученик 10 “А” класса Александр Шандроха. – Вначале научился выпиливать лобзиком, обращаться с электроприборами. Теперь я знаю очень много всего интересного, что, несомненно, пригодится в жизни, и не перестаю удивляться, как можно было не владеть такими простыми вещами. Уже смастерил много поделок на конкурсы, на выставки, для школьного бизнес-проекта, для украшения классов и ёлки. Больше всего мне нравится выпиливать лобзиком. А как радует результат своего труда! Всё-таки здорово всё уметь делать своими руками.
Согласен с одноклассником и Андрей Артюхов.
– Каким-то вещам меня учит папа, когда мы с ним работаем в гараже, – рассказывает Андрей. – Но большинство информации я получил именно на занятиях в школе. Мне всё очень интересно, и нравится наблюдать, как из кусочка древесины или фанеры вырисовывается какое-то изделие. Но самое главное, что я умею делать это сам!
Во время занятия ребята ни минуты не сидели без дела. Каждый был в чём-то задействован. И самое интересное, что им не требовались указания учителя, такое чувство, что они просто с головой ушли в столярную работу. Вот что значит дело по душе!
Анна РУДСКАЯ.
Фото автора.
В тему
Жанна МЕТЬКО, заместитель начальника отдела образования Щучинского райисполкома:
– Профессиональная подготовка учеников 10-11 классов проводится в каждой школе района с учётом имеющегося там потенциала. Мы стремимся развивать у ребят интерес к рабочим специальностям.
Профессии стараемся предлагать только востребованные – те, которые могут пригодиться им в жизни. Это, например, рабочий зеленого строительства, повар, слесарь по ремонту автомобилей, швея. К счастью, нам удалось сохранить специальность “слесарь по ремонту автомобилей”. Несмотря на то, что колледж закрыт, ребята по-прежнему занимаются в мастерских со своим педагогом Чеславом Плавским.
В этом году во второй городской школе, где открыт ресурсный центр по трудовому обучению, начали готовить столяров, благо для этого есть все возможности. Уже реализуется заявка отдела образования на поставку кабинетов обслуживающего и технического труда за счёт средств республиканского бюджета во вторую и третью городские школы, первая оснащена полностью.
Желание ребят освоить интересную для них профессию плюс профессионализм педагогов и поддержка родителей – и всё обязательно получится!