Что изменилось в правилах поступления в колледжи Беларуси в 2023 году
Вступительная кампания в 2023 году будет с новшествами не только для тех, кто решил покорять вузы. Изменения внесены в правила приема в средние специальные учебные заведения и на уровне профессионально-технического образования. Во всех нюансах абитуриентам помогли разобраться представители сферы образования на встрече в пресс-центре БЕЛТА.
Единая система колледжей
В 2022/2023 учебном году в сфере образования произошло знаковое событие – все учреждения профессионально-технического образования (профессионально-технические колледжи, профессиональные лицеи) за сентябрь 2022 – январь 2023 года стали колледжами.
– Теперь в Беларуси единая система колледжей, которые реализуют образовательные программы профессионально-технического образования, могут реализовывать программы среднего специального образования. Ряд колледжей, в их числе медицинские, педагогические, учреждения, осуществляющие подготовку для сферы культуры, реализуют программы только среднего специального образования, – рассказала заместитель начальника главного управления профессионального образования – начальник управления профессионально-технического и среднего специального образования Министерства образования Александра Петрова.
Предполагается, что сроки приемной кампании в 2023 году останутся примерно на уровне прошлых лет: с 20 июля по 18 августа – на уровень среднего специального образования (ССО), с 15 по 23 августа – набор для получения профессионально-технического образования (ПТО).
Впервые на места, определенные для получения образования за счет средств бюджета и оставшиеся после зачисления абитуриентов на уровень ССО вакантными, проведут дополнительный набор.
Новый классификатор специальностей
В 2023 году абитуриенты будут выбирать профессию, ориентируясь на новый классификатор специальностей и квалификаций, который приведен в соответствие с актуальным сегодня классификатором видов экономической деятельности.
Некоторые наименования настолько преобразились, что могут сбить с толку вчерашних школьников, обратила внимание замначальника главного управления и привела ряд примеров.
Так, в старом классификаторе была специальность «автомобилестроение», а в обновленной версии ее назвали «производство транспортных средств», в сельхозпроизводстве ранее был «зоотехник» в новом справочке специальность звучит как «Производство продукции животного происхождения» с присвоением квалификации «техник-технолог».
Востребованную у молодежи специальность «программное обеспечение информационных технологий» переименовали в «разработку и сопровождение программного обеспечения информационных систем», хотя квалификацию «техник-программист» оставили без изменений. Еще одна востребованная у абитуриентов специальность «Промышленное и гражданское строительство» переформатирована в «Строительство зданий и сооружений».
Аттестат работает на абитуриента
Что касается уровня ПТО, в этом случае для учащихся новаций не планируется – зачислять, как и прежде, будут по конкурсу аттестатов.
К слову, раньше одиннадцатиклассникам приходилось сдавать ЦТ, а выпускникам с дипломом ПТО, которые хотят продолжить обучения на уровне ССО с сокращенным сроком, – вступительные экзамены по профильным предметам.
Однако ребята, которые мечтают освоить специальности «Спортивно-педагогическая деятельность», «Физическая культура» и ряд творческих направлений, придется держать внутренний экзамен. Оно и понятно: чтобы выучится на дизайнера, художника или скульптора, стать хорошим вокалистом, нужны особые способные и таланты.
Плюсы профтехобразования
По мнению ректора Республиканского института профессионального образования Валерия Голубовского, потребность рынка труда в квалифицированных кадрах растет – это мировой тренд. Сегодня рабочие кадры уже не те, что были раньше, поскольку труд усложняется и требует умения пользоваться новыми технологиями, умения формировать проектное мышление.
В свою очередь, Александра Петрова подчеркнула, что профессионально-техническое образование позволяет учащемуся овладеть универсальными компетенциями. Он за несколько лет получает диплом и осваивает 2-3 профессии в зависимости от потребности заказчика кадров и региона. К тому же всегда может продолжить обучение на уровне высшего образования.
Наряду с профессией выпускники ПТО получают знания и умения в области материаловедения, электротехники, что позволяет им заниматься саморазвитием и быстро переключаться, осваивая смежные профессии. Чтобы не потерять себя в мире стремительно меняющихся, работник с ПТО может, к примеру, переквалифицироваться из токаря в фрезеровщика, из фрезеровщика в шлифовщика, а затем стать оператором станков с программным управлением.
Льготы для победителей конкурсов профмастерства
Не только школьники-олимпиадники, но и учащиеся ПТО, ставшие победителями конкурса профмастерства, могут получить заветное высшее образование на льготных условиях, обратил внимание абитуриентов ректор РИПО Валерий Голубовский.
По словам заместителя начальника главного управления профессионального образования – начальника управления профессионально-технического и среднего специального образования Министерства образования Александры Петровой, в Беларуси с 2014 года проводятся как республиканские, так и международные конкурсы профмастерства.
Сейчас проходят областные отборочные этапы конкурса, финал запланирован на май.
Конкурсы профмастерства демонстрируют, насколько современны рабочие специальности, уверен ректор РИПО. Организаторы рассматривают их как площадку взаимодействия с заказчиками кадров.
– На этапе подготовки предприятия участвуют в составлении конкурсных заданий и в оснащении площадок под технологии, которые должен выполнить конкурсант. Где-то они присматриваются к своим потенциальным работникам, потому что видят, насколько сложные задачи тот учащийся или выпускник колледжа может выполнят, – подчеркнул Валерий Голубовский.
Он убежден, что не следует рассматривать получение ПТО или ССО как финишную черту в своем профессиональном развитии. Выпускники ССО могут получить высшее образование в сокращенный срок (в основном в заочной форме). Причем такой компонент, как практикоориентированность, в белорусских колледжах доходит до 70%.