В течение 2021 года особое внимание уделялось идеологическому, гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся.
Во время заседания были подведены итоги работы системы образования Гродненской области в 2021 году и определены приоритетные задачи на 2022 год. Участие в коллегии приняли помощник Президента – инспектор по Гродненской области Юрий Караев, заместитель председателя облисполкома Виктор Пранюк, начальник главного управления образования Руслан Абрамчик, заместитель министра образования Республики Беларусь Александр Кадлубай, а также заместители председателей гор-райисполкомов, глав администраций районов города Гродно, курирующие вопросы социальной сферы, председатели районных организаций Белорусского профессионального союза работников образования и науки, руководители учреждений высшего образования, руководители, представители служб, с которыми взаимодействует главное управление образования.
В течение 2021 года особое внимание уделялось идеологическому, гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся, воспитанию информационной культуры, профилактике деструктивных проявлений, организации и проведению мероприятий в рамках Года народного единства.
Важность патриотического воспитания молодежи отметил заместитель председателя облисполкома Виктор Пранюк.
– Мы должны перевернуть сознание молодых людей, убрать всевозможные исторические мифы, которые сегодня окутали всю страну. Есть основа, и на ней мы обязаны воспитывать молодежь. В Год исторической памяти это особенно важно, – сказал Виктор Пранюк. – Думаю, что 27 февраля, в день референдума, мы увидим, что работа, которую мы проводили в том числе на диалоговых площадках, принесла свой результат.
То, что Гродненская область по многим направлениям в воспитании и образовании является флагманом, отметил заместитель министра образования Александр Кадлубай.
– В регионе реализуются экспериментальные, инновационные практики, которые потом становятся нормой на уровне республики. И среди тех показателей, которые в приоритете образовательной политики министерства образования, Гродненская область находится на лидирующих позициях, – сказал замминистра. В качестве примера он отметил опыт повышения квалификации кадров на базе Гродненского областного института развития образования. –
Здесь работа выстроена четко. Если в других регионах нам нужно ориентировать, какую нишу необходимо занять, то в Гродненском институте развития образования и главном управлении образования облисполкома очень быстро ориентируются. Взять хотя бы руководителей по военно-патриотическому воспитанию молодежи. Здесь сразу начали работу: разработали программы, компоненты. Они готовы наперед.
Не сдаем позиции
Система образования региона оперативно реагирует на требования, которые предъявляют к ней общество и государство. Развитие и совершенствование системы образования, в том числе с учетом вызовов современности, остаются основными среди задач на 2022 год, заметил, открывая коллегию, начальник главного управления образования облисполкома Руслан Абрамчик.
– 2021 год был знаковым для системы образования страны. VI Всебелорусское народное собрание, республиканский педагогический совет с участием Главы государства, парламентские слушания о состоянии и перспективах развития системы образования… Каждое из этих мероприятий заканчивалось определенным набором задач, которые необходимо реализовать. Прошлый год был успешным для образования Гродненщины. Так, в рамках рабочего визита министра образования Андрея Иванца в Гродненскую область была дана высокая оценка качеству, насыщенности мероприятий в рамках проекта «Гродно – Молодежная столица Республики Беларусь-2021». Мы не только представили образовательный, экскурсионный, технический потенциал, но и смогли укрепить позиции города Гродно. Открылся Технопарк Гродненского университета имени Янки Купалы, ряд лабораторий для студентов аграрного университета, медицинского вуза. Молодежь получает все больше возможностей для самореализации, – сказал Руслан Абрамчик, отметив, что в целом основные усилия органов управления в прошлом году были направлены на обеспечение доступности и качества образования, максимальной полезной занятости несовершеннолетних, реализацию мероприятий, приуроченных к Году народного единства, оптимизацию расходов в отрасли и укрепление материально-технической базы.
Доступность и качество
Как отмечалось на заседании, в дошкольном образовании сохранена гибкая многофункциональная сеть, позволяющая обеспечить вариативность образовательного процесса, его качество. Здесь ставка будет сделана на дальнейшее обеспечение шаговой доступности учреждений образования, безопасности детей. В Гродно продолжается строительство детских садов в микрорайоне Грандичи на 230 мест и в Скиделе на 190 мест. В декабре 2021 года начато строительство двух детских садов в Слониме и Лиде. До конца 2025 года планируется построить еще пять детских садов в Гродно, Скиделе, Ошмянах, Волковыске и Островце.
Расширилась сеть учреждений дошкольного образования, реализующих интегрированное обучение и воспитание, образовательные программы специального образования. В Гродно, Лидском, Волковысском, Сморгонском районах организовано персональное сопровождение для воспитанников с расстройствами аутистического спектра.
В общем и среднем образовании принимались все необходимые меры по сохранению качественного образования. Проводилась работа с профильными классами по углублению профилизации. Практически 800 старшеклассников продолжили обучение в педагогических классах и порядка 600 – в аграрных.
– Профессиональная подготовка в рамках предмета «Трудовое обучение» организована по 38 профессиям для более чем 3000 учащихся Х-XI классов, из них почти 35 процентов проходят профессиональную подготовку на базе учреждений профессионально-технического и среднего специального образования. По итогам профессиональной подготовки практически 80 процентов учащихся XI классов получили свидетельства установленного образца, – заметил Руслан Абрамчик, подчеркнув, что стабильным остается количество выпускников XI классов, получивших аттестаты особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью, – 677. Кроме того, увеличился процент выпускников IX классов, получивших свидетельства о базовом образовании с отличием.
Область сохранила ведущие позиции в олимпиадном движении. Например, на международных предметных олимпиадах учащимися школ было завоевано 5 медалей. Радуют результаты централизованного тестирования. Выпускниками получено 40 стобальных результатов. Успешно выступили юные жители региона на различных творческих и технических конкурсах, в том числе и международных.
– Множество больших и малых побед говорит о том, что система работает динамично, мы справляемся с поставленными задачами, – сказал Руслан Абрамчик.
Обновлениям быть
Особое внимание, как отметил Руслан Абрамчик, было уделено совершенствованию материально-технической базы. Так, в школах региона были установлены новые средства обучения, обновлены кабинеты биологии, химии, физики. Закуплено более 350 компьютеров для учреждений образования и приобретены за счет средств бюджета автобусы в каждый район области. Работа будет продолжена и в нынешнем году.
– Продолжится обновление автопарка для подвоза детей к школам. Новшеством этого года станет возможность приобретения автобусов в лизинг. За счет средств Международного банка реконструкции и развития в 2022 году в области отремонтируют 15 учреждений образования. Всего в программу включено 50 объектов. На их ремонт МБРР выделил около 13 миллионов долларов. Часть работ уже завершена. Важным аспектом также является устранение недостатков, выявленных в учреждениях образования межведомственными комиссиями под руководством Комитета госконтроля в 2019 году. В рамках реализации мероприятий Министерства образования прорабатывается вопрос о комплектовании учреждений современными кабинетами технического труда, – сказал Руслан Абрамчик.
Коллегия завершилась награждением лучших работников сферы образования и подведением итогов конкурса на лучшую организацию работы структурных подразделений районных исполнительных комитетов, администраций районов Гродно, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, и учреждений образования.