Как “стреляет” световая пушка, под чью дудочку танцуют лучи и для чего нужен туман на сцене… Узнали у Геннадия Панина – инженера по световому оборудованию районного центра культуры
Когда недавно в Щучине в районном центре культуры и народного творчества выступали легендарные “Песняры”, в завершение программы руководитель ансамбля Роман Козырев предложил благодарным зрителям направить свои овации в адрес человека, занимающегося освещением концертной сцены. Кстати, это был отнюдь не член “песняровской” команды, а наш щучинец – инженер по световому оборудованию РЦКиНТ Геннадий Панин. Его мастерство как талантливого “светохудожника” (иначе, пожалуй, и не скажешь!) отмечали Ирина Дорофеева и Алёна Ланская, Искуи Абалян и Дмитрий Колдун. С благодарностью жал руку сам Александр Солодуха!
А всё потому, что световое оформление – очень важный ингредиент в концертной “кухне”.
– Своим светом я помогаю артистам предстать на сцене в лучшем свете, – весело каламбурит Геннадий. – А если серьёзно, то именно свет акцентирует внимание зрителей на нужных деталях, на чертах лица и эмоциях артиста, танцевальных движениях и даже походке, при этом скрывая то, что в данный момент несущественно. Когда исполнитель на сцене выкладывается по полной, буквально зажигает зал или проникает в самую душу слушателя, то это и меня вдохновляет: разыгрывается фантазия и рождается эксклюзивное световое шоу. А вот посредственный вялый певец меня просто “гасит”…
Впрочем, о своих коллегах – музыкантах и исполнителях районного центра культуры и народного творчества – Геннадий Алексеевич как раз таки очень высокого мнения. Любит слушать и просто проникается творчеством Илоны Салкевич, Дмитрия Панова, Дмитрия Поварго, многих других талантливых солистов, помогая им донести до слушателя всю красоту той или иной композиции.
Как это получается у инженера по световому оборудованию?
– Очень важно заранее понять цели и задачи будущего сценического действа: под каждое мероприятие – свои “картинки”. Опять же, надо определённо знать очерёдность концертных номеров. Ведь я вникаю в сущность каждой композиции, заранее вижу её световую версию. А для этого продумываю возможности источников света в решении определённой задачи, прикидываю, как лучше расставить световое оборудование, – приоткрывает профессиональные секреты мой собеседник. – Отдельный серьёзный этап – написать компьютерную программу, то есть запрограммировать работу каждого осветительного прибора, движение каждого луча. На это уходит очень много времени и интеллектуального труда. Да и на концертах я не зритель. Это колоссальное напряжение – суметь профессионально осветить сцену, уследить динамику каждого номера.
Солидное световое оборудование, приобретённое, кстати, в 2015 году аккурат ко Дню белорусской письменности, который тогда совершил в Щучине настоящую культурную революцию, монтируется опять же по схемам Геннадия Панина. Сам он постоянно учится и совершенствуется. Как-то довелось участвовать в международном семинаре, где мастер-класс проводил осветитель сцены известной группы Би-2. Панин старается не пропускать выступлений любимых рок-групп, буквально впитывает все нюансы работы осветителей на таких шоу. Иногда, правда, эти “профи” несколько разочаровывают.
– Ведь при наличии огромных возможностей и “навороченного” дорогостоящего оборудования осветители порою работают по шаблону. Для меня же важен эксклюзив, – признаётся Геннадий Алексеевич.
О магии света и теней он, похоже, может рассказывать часами. И о том, как лучи прожекторов, направленные на зрителей, мгновенно оживляют, “заводят” зал. И о том, что дым или туман во время концерта – это вовсе не “понты” и спецэффекты: именно в такой среде раскрывается вся красота и возможности света.
– Я отдаю предпочтение туману, на котором, как на хорошем холсте, начинаю светом рисовать объёмную картину. Всего в моих “запасниках” уже более двух сотен лично написанных компьютерных программ, благодаря которым во время концерта складываю световые и цветовые пазлы музыкальной композиции, – делится светохудожник.
Посчастливилось мне однажды во время праздничного мероприятия работников культуры района увидеть авторское световое шоу Геннадия Панина “Светит солнце” по произведению известной рок-группы “Рамштайн”. Это было ошеломляюще, эпатажно и… незабываемо.
Интересно, как шёл к такому уровню мастерства наш герой. Оказывается, в 1995 году Геннадий Панин устроился на работу в РДК в качестве заместителя директора по хозяйственной части. В активе молодого человека тогда были электротехническая специальность, приобретённая в Гродненском химико-технологическом техникуме, тяга к творчеству да золотые руки, которым подвластно дерево. Это увлечение, кстати, и теперь не угасло. Видели б вы, какие красивые и оригинальные изделия из дуба, липы, других материалов создаёт в свободное время Геннадий Алексеевич!
– Многое своими руками я делал и в Доме культуры, знаю все лабиринты, все самые тайные уголочки этого удивительного здания, – говорит Г.А. Панин. – А светом сначала занимался, что называется, на общественных началах. Да и оборудование тогда было совсем примитивное. А нынче всё на цифровой основе. Но фантазия и творческие замыслы по-прежнему опережают технические возможности.
Сегодня в арсенале инженера – световая пушка и более 30 прожекторов, три пульта и компьютер со световым программным обеспечением, множество других самых разных вещей и вещиц. Самый тяжёлый прибор, к примеру, весит 37 килограммов, а ведь его иной раз не просто установить на сцене нужно, а подвесить! Так что не только возвышенная душа художника, но и силушка богатырская не помешает в этом необычном деле. Но именно благодаря знаниям, мастерству и профессионализму инженера Г.А. Панина сегодня звёзды белорусской эстрады с удивлением заявляют: “Да у вас в Щучине освещение, как на лучших концертных площадках страны!”
Татьяна СТУПАКЕВИЧ.
Фото автора и из архива редакции.