Если вы стали жертвой кибербуллинга…

Стремительные темпы проникновения информационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека (наряду с имеющей место неквалифицированностью определенной части пользователей) являются предпосылкой возрастающего количества компьютерных инцидентов.

Особо проблемной видится ситуация использования возможностей компьютерных технологий и сети интернет наиболее неподготовленными категориями пользователей, и именно они могут стать участниками (жертвами, виновниками, соучастниками) совершения правонарушений (преступлений) в сети интернет. Именно им стоит объяснить, что интернет – не отдельный виртуальный мир, а всего лишь составляющая часть реальности. Потому здесь действуют те же моральные и правовые ограничения, что и в повседневной жизни. В сети недопустимы поступки, которые непозволительны и в реальности.

В современном мире появилось такое ранее не известное нам понятие как кибербуллинг или интернет-травля – намеренные оскорбления, угрозы и сообщения другим, компрометирующие их с помощью современных средств коммуникации, как правило, в течение продолжительного периода времени. При этом такие действия могут совершаться сообща членами какого-либо интернет-сообщества либо лицами, преследующими хулиганские мотивы. Для того, чтобы не возникало вопросов относительно того, какие оскорбления бывают, отмечу, что действующим законодательством определены их следующие виды: умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме (ст. 10.2. КоАП); оскорбление должностного лица государственного органа при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе (ст. 24.4. КоАП); оскорбление, совершенное в течение года после наложения мер административного взыскания за оскорбление или клевету (ч. 1 ст. 189 УК); оскорбление, нанесенное в публичном выступлении либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации (ч. 2 ст. 189 УК); публичное оскорбление Президента Республики Беларусь, а также такое оскорбление, совершенное лицом, ранее судимым за оскорбление или клевету, либо соединенное с обвинением в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления (ст. 368 УК); публичное оскорбление представителя власти в связи с выполнением им служебных обязанностей (ст. 369 УК). Оскорблением или клеветой могут признать информацию, оставленную не только в комментариях и в личной переписке, но также в видеороликах, карикатурах, демотиваторах, мемах и гифках.

Многие мои оппоненты попытаются сослаться на статью 33 Конституции, которая каждому гарантирует право на мнение, в том числе критическое, и его свободное выражение. Я с ними согласен, но хочу отметить, что каждый из нас должен уметь выразить свое мнение в приличной форме. Спорить в комментариях при использовании мессенжеров и социальных сетей тоже можно, просто стоит избегать в текстах грубых слов и выражений, оскорбляющих конкретных людей. 

Для пострадавших от кибербуллинга важно знать, что интернет-травля всегда оставляет цифровой след -- запись, которая может оказаться полезной и стать доказательством, необходимым для прекращения оскорблений и привлечения виновного к установленной Законом ответственности. Даже если пользователь удалит свой комментарий в мессенджере или социальной сети, сведения о нем все равно останутся на просторах интернет-пространства и могут быть с легкостью обнаружены специалистами. Профессионалу несложно установить личность человека, занимающегося кибербуллингом по IP-адресу, который идентифицирует устройство: домашний компьютер, смартфон или другое устройство коммуникации, используемое злоумышленником для выхода в сеть интернет. IP-адрес позволяет также установить и примерное местоположение злоумышленника в момент совершения им правонарушения или преступления. А для того, чтобы связать IP-адрес и время его использования с конкретным лицом, правоохранительным органам нужно всего лишь получить данные у провайдера, т.е. у специализированной компании или фирмы, обеспечивающей доступ к информационным сетевым службам (сотовая телефонная связь, сеть интернета и т. п.).

Таким образом, ни один злоумышленник не сможет уйти от ответственности за совершенное правонарушение, хотя, совершая его, он уверен, что надежно защищен никнеймами и скрывающими лицо аватарками. Борьба с кибербуллингом нужна для того, чтобы напомнить людям, что все заслуживают уважительного отношения к себе, как в сети, так и в реальной жизни. Люди, которые являются жертвами любых форм насилия, включая травлю и запугивание, а также интернет-травлю, имеют право на правосудие и привлечение к ответственности правонарушителя. Человек, которого оскорбили, может подать в суд иск о защите чести, достоинства и деловой репутации и потребовать опровержения порочащих его сведений, а также компенсацию морального вреда. Обязанность доказать, что сведения не были порочащими, лежит на ответчике. Нам не стоит забывать: то, что мы говорим в сети, может причинить кому-то обиду и боль. Нам надо быть добрее друг к другу – как в интернете, так и в реальной жизни. И это в наших силах!

Александр КИЗИЛЕВИЧ,

начальник Щучинского РОСК, полковник юстиции.

 
Подписывайтесь на нас в Telegram и Viber!