Порядок снятия авто с учета, возвращение госпошлины: специалисты ГАИ, МНС и «Белтехосмотра» разъяснили все нюансы транспортного налога

 

Долгожданное нововведение свершилось: техосмотр и так называемый дорожный сбор больше не связаны друг с другом! Вместо госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении введен транспортный налог. В общем и целом большинство автомобилистов довольны, но, как и любая новинка, нюансы транспортного налогообложения вызывают много вопросов. Кому и когда следует озаботиться уплатой транспортного налога? Какие льготы и для кого предусмотрены? За какие транспортные средства этот налог уплачивать не нужно? Что делать, если когда-то продал автомобиль без переоформления и он все еще зарегистрирован на вас? Все ответы в нашей прямой линии.

 

Во время прямой телефонной линии в издательском доме «Беларусь сегодня» ответы на эти и многие другие вопросы читателей давали Ольга СУРИН, главный государственный налоговый инспектор отдела налогообложения ИП главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам, Павел САНКЕВИЧ, старший инспектор по особым поручениям главного управления ГАИ МВД, и Михаил МИХАЛОВСКИЙ, заместитель начальника управления организации гостехосмотра УП «Белтехосмотр». 

 

Налог с разных ракурсов

 

«Р»: — Свершилось: дорожный сбор упразднен, вместо него введен транспортный налог, который не имеет отношения к техосмотру. Давайте напомним читателям, преду­смотрены ли льготы по транспортному налогу и для кого.

 

О. Сурин: — Действительно, есть отдельная категория лиц, для которых предусмотрены льготы. Так, сумма транспортного налога уменьшается на 50 процентов в отношении транспортных средств, зарегистрированных за ветеранами Великой Отечественной войны, инвалидами I или II группы, а также пенсионерами по возрасту или лицами с правом на снижение общеустановленного пенсионного возраста. Для инвалидов III группы сумма транспортного налога снижается на четверть. Но при этом есть одно важное условие: наличие у плательщика действительного водительского удостоверения соответствующей категории.
 

Полное или частичное освобождение от уплаты транспортного налога по транспортным средствам, не используемым в предпринимательской деятельности, вправе получить также лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Такое освобождение предоставляется местными Советами депутатов или по их поручению исполнительными и распорядительными органами.

Кроме того, объектами налогообложения не будут автомобили, выпущенные ранее 1992 года, а также легковые электромобили.

— Вячеслав, Гродно. Всегда проходил техосмотр в ноябре, в прошлом году решил подождать изменений. Как и когда мне теперь начислят налог? Когда его платить?

О. Сурин: — Вступившие в силу изменения Налогового кодекса определили порядок уплаты транспортного налога в 2021 году. Лицам, которые уплатили госпошлину, получили разрешение на допуск к участию в дорожном движении и прошли техосмотр в 2020-м, в текущем году уплачивать налог не нужно. Он будет начисляться с месяца, следующего за истечением срока действия разрешения на допуск, а оплачиваться — в следующем году. Если вы не прошли техосмотр на 1 января 2021 года, то не позднее 1 ноября вам направят извещение о необходимости уплатить авансовый платеж в размере 29 рублей, то есть одной базовой величины за любой автомобиль независимо от массы или вместимости, и 20 рублей — за мотоцикл. В следующем году налоговый орган исчислит сумму, которую вам потребуется доплатить до установленного размера. Извещение придет на почтовый адрес или же в личный кабинет налогоплательщика. Авансовый платеж нужно внести в 2021-м до 15 декабря, а сам налог оплатить до 15 ноября 2022-го.

 

 

Транспортный налог на грузовик с разрешенной максимальной массой от 3,5 до 12 тонн составит около 440 рублей для физических лиц и 510 — для организаций.

— Александр, Минск. Моя машина прошла техосмотр в июле прошлого года. Я заплатил дорожный сбор за год. Насколько я понимаю, часть суммы относится к прошлому году, часть к текущему, до июля. Размер госпошлины больше, чем транспортный налог. Будет ли учитываться переплата?

О. Сурин: — В этом году платить транспортный налог вам не придется, а в 2022-м — на основании извещения, которое направится налоговым органом в ваш адрес. Налог будете уплачивать по установленной ставке, его сумму исчислят пропорционально месяцам, следующим за тем, в котором истек срок действия разрешения на допуск к участию в дорожном движении. В вашем случае налог станут начислять с августа. Что касается перерасчета, то его проводить не планируется. В июле 2020-го, проходя техосмотр, вы совершили юридически значимое действие. Тогда еще не вступили в законную силу изменения Налогового кодекса.

— Николай, Минск. Если на человека оформлено две-три машины, может быть, для него предусмотрена какая-то скидка по транспортному налогу?

О. Сурин: — Транспортный налог исчисляется на каждую машину, которая зарегистрирована в ГАИ. Если автомобиль состоит на учете, его надо оплачивать. Скидки в таком случае не предусмотрены. Ставки налога начисляются в зависимости от разрешенной максимальной массы легкового или грузового автомобиля, вместимости автобуса или за единицу транспортного средства, если речь идет о мотоцикле. Принцип сохранен такой же, как и при установлении госпошлины за допуск к участию в дорожном движении. Но если раньше «шаг» весовой категории составлял 500 килограммов, то сейчас — 250.

 

— Николай Вабищевич, Столинский район. Машина, которой исполнилось 30 лет, то есть выпущенная не позднее 1991-го, уже не облагается налогом. Значит ли это, что в следующем году не будут объектами налогообложения автомобили, выпущенные в 1992-м?

О. Сурин: — Такой градации нет. В законе есть конкретная формулировка: объектом налогообложения являются автомобили, выпущенные после 1991-го. Такие авто будут облагаться налогом и в следующем году, и через несколько лет.

«Р»: — А как будет исчисляться транспортный налог, если человек утратил авто не по своей воле? Например, в результате угона?

О. Сурин: — Если есть документы, подтверждающие противоправное действие, согласно Налоговому кодексу такие авто не признаются объектом налогообложения. Извещение их владельцам направляться не будет. Алгоритм действий прорабатывается, но, вероятно, информация в налоговую службу будет предоставляться непосредственно из МВД.

П. Санкевич: — Собственник похищенного транспорта также имеет право снять его с учета на основании документов, которые подтверждают факт угона или другого незаконного изъятия из его собственности.

 

 

На техосмотр можно записаться предварительно, в удобные день и время. 
Фото Алексея Столярова

— Игорь из Барановичей. В апреле 2020-го я прошел техосмотр, заплатил гос­пошлину за два года. Эта сумма превышает размер транспортного налога, будет ли она учитываться при его начислении?

О. Сурин: — В 2021-м уплачивать транспортный налог вы не будете. Что касается 2022-го, то за него налог исчислят в 2023-м, и не за весь год, а, в вашем случае, за период с мая пропорционально ставке транспортного налога. Норма действует с января 2021-го, поэтому производить перерасчет уплаченной ранее госпошлины не планируется.

— Еще один вопрос. Машина 1986 года попала в ДТП, была продана на запчасти. Найти регистрационный номер уже невозможно. На нее будет начисляться налог?

О. Сурин: — В данном случае налогообложению машина не подлежит, поскольку год выпуска транспортного средства ранее 1992-го.

 

 

— Сергей, Могилев. Госпошлину я оплатил в декабре 2020-го, а на техосмотр приехал уже в январе 2021-го. Даю квитанцию, а мне говорят: она нас больше не интересует! Я что, зря платил? Пропали теперь мои деньги?

О. Сурин: — Если вы в 2020 году оплатили госпошлину, но не получили до 1 января 2021-го разрешение на допуск к участию в дорожном движении, эта пошлина подлежит возврату или зачету в счет уплаты налогов, в том числе транспортного налога, сборов (пошлин), пеней. Следует обратиться в налоговую инспекцию, написать заявление, и вам вернут или зачтут деньги. Это стандартная административная процедура возврата (зачета) неиспользованной госпошлины.

 

Вспомнить все

 

— Анатолий, Пуховичский район. В начале 2000-х я продал машину знакомому из соседней деревни без переоформления. Машина давно разбита, мужчина этот уже умер. Что мне теперь делать? Как снять ее с учета в ГАИ?

 

П. Санкевич: — Сейчас снятие автомобиля с учета происходит так: собственник должен сдать в регистрационное подразделение ГАИ свидетельство о его регистрации и регистрационные знаки. В случае их отсутствия собственник обязан представить техническое средство на осмотр для поиска идентификационного номера либо предъявить документальное подтверждение того, что авто сдано в промышленную переработку. Однако уже разработаны предложения по внесению изменений в порядок государственной регистрации транспортных средств, чтобы упростить процедуру снятия с учета тех, которые утратили свои потребительские свойства. В ближайшее время все заинтересованные госорганы выскажут свою позицию по этому вопросу, и соответствующий проект постановления будет внесен в Совет Министров.
 

— Василий Ефимович, Слуцкий район. Я автомобиль уже давно продал без переоформления, а он на меня зарегистрирован. Что мне дальше делать? Я не знаю, где он и кто им владеет. Год выпуска примерно 1981-й.

П. Санкевич: — Если автомобиль не эксплуатируется, сегодня необходимо сдать документы или представить его на осмотр. Но в ближайшее время будут внесены коррективы в порядок государственной регистрации транспортных средств. Примерно в марте вам можно будет обратиться в регистрационное подразделение по месту жительства с паспортом и заявлением. Если в течение трех последних лет нет никаких сведений о его эксплуатации, то будет принято решение о снятии его с регистрационного учета для утилизации.

О. Сурин: — Машины 1981 года выпуска не облагаются налогом. Вам не нужно будет ничего платить.

— Татьяна, Минск. На меня оформлена машина 2006 года выпуска, но она уже не на ходу. Бывший муж с нее снял все, что можно. Вряд ли получится ее восстановить. Как мне поступить, чтобы не платить транспортный налог?

П. Санкевич: — Эксплуатировалось ли транспортное средство в последние три года, страховалось ли, проходило ли техосмотр? Если нет, а также если машина действительно утратила свои потребительские свойства, то с внесением корректировок в положение о государственной регистрации транспортных средств вы сможете списать ее для утилизации.
 

 

Количество автовладельцев, желающих пройти техосмотр, с начала года значительно увеличилось.
Фото Сергея Мицевича

— Вера Евгеньевна, Верхне­двинск. После смерти мужа остались две машины, 1986 и 1983 годов выпуска. Имеет ли смысл вступать в наследство? Буду ли я платить транспортный налог?

О. Сурин: — Поскольку машины выпущены до 1992-го, объектом налогообложения транспортным налогом они не являются.

П. Санкевич: — Мы все-таки рекомендуем вам вступить в наследство. Если машины больше не могут эксплуатироваться, их следует снять с учета для утилизации. Если же они на ходу, вы можете зарегистрировать их на себя и в дальнейшем продать.

— Екатерина, Гомельская область. На меня оформлены две машины. Одна моя, вторая по документам тоже моя, но на самом деле принадлежит родственнику, он ездит на ней по доверенности. Никаких контактов с ним я не поддерживаю. Что делать, чтобы не платить за нее налог?

П. Санкевич: — До 1 июля 2021 года вы можете снять эту машину с учета. Но, поскольку автомобиль находится в распоряжении родственника, вам лучше все-таки найти его. Ведь просто так снять авто с учета не получится: необходимо представить его на осмотр. Если срок действия доверенности не истек, вы можете обратиться к нотариусу, который ее выдал, чтобы отменить ее действие. С родственником можно оформить сделку о передаче права собственности от вас к нему.

 

 

Диагносты ждут

 

«Р»: — Сейчас количество желающих пройти техосмотр значительно возросло. В каком техническом состоянии находятся их машины? Многих ли инженеры УП «Белтехосмотр» обязывают исправить некие проблемы?

М. Михаловский: — Да, действительно, поток автомобилей на диагностических станциях увеличился в несколько раз по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, да и с декабрем тоже. Средний процент неисправностей, несоответствия техническим требованиям — около 25—30. Больше всего вопросов возникает по тормозной системе, встречаются проблемы с рулевым управлением, внешним видом, шинами, есть замечания по внешним световым приборам, комплектации. Но должен отметить, что большинство владельцев авто, которые эксплуатируются постоянно, приезжает подготовленными, видно, что они смотрят за машинами.

«Р»: — Слышала, что из-за наплыва желающих пройти тех­осмотр не хватает наклеек на лобовое стекло. Это правда? Не собирается ли УП «Белтехосмотр» переходить на электронные карточки?

М. Михаловский: — У нас на самом деле были небольшие сложности с выдачей разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении. Но сегодня ситуация стабилизировалась. Мы рассматриваем возможность перехода на электронное разрешение, электронную диагностическую карту, однако есть определенные сложности: необходимо отработать все процессы, алгоритмы, согласовать их с уполномоченными органами. Наши инженеры уже могут не требовать бумажный вариант страховки, если авто застраховано через электронную базу, ведь у нас есть доступ к соответствующей информации. Число документов, которые автовладельцы должны предъявить нашим инженерам, сокращается: отменена медицинская справка, ГАИ исключила талон к водительскому удостоверению и сертификат о прохождении государственного тех­осмотра. Нужны лишь водительское удостоверение и техпаспорт. Даже оплату, если она произведена через систему ЕРИП, мы имеем возможность проверить. А документ о прохождении техосмотра больше не размещается на лобовом стекле, он не на клеящейся основе, его просто возят с собой. Если водитель потеряет его или забудет, сотрудники ГАИ могут сами проверить его наличие по электронной базе или связаться с нами.

— Илья, Минск. Я не смог пройти техосмотр с первого раза из-за вопросов к противотуманной фаре. Неисправность пустяковая, но пришлось много времени потратить на ее покупку, замену, повторный визит на станцию. И вот мысль пришла: почему бы не организовать на диагностических станциях возможность мелкого ремонта?

М. Михаловский: — Собственник диагностической станции может оказывать такие услуги. Но на самой диагностической линии осуществляется только проверка, контрольно-диагностические работы. Все, что связано с ремонтом, там недопустимо. Если собственник захочет организовать СТО в соседнем боксе — пожалуйста, никаких проблем. Но этот вопрос требует рассмотрения: какие услуги оказывать, где и кому, на какие машины, необходимы подготовленные специалисты.

— Олег, Минск. Возникла необходимость пройти техосмотр, но говорят, на станциях диагностики сейчас большие очереди. Слышал, что есть возможность предварительно записаться на техосмотр?

М. Михаловский: — В стране дейст­вует сеть, состоящая более чем из 220 диагностических станций различных форм собственности. У «Белтех­осмотра» — 21 станция в разных регионах. Предварительная запись на наши станции организована через сайт gto.by. Там перечислены станции с адресами и режимами работы, категориями проверяемых транспортных средств, можно выбрать удобные для вас день и время, уточнить стоимость и порядок оплаты. Одна из станций расположена в Минске по адресу улица Социалистическая, 26, корпус 13. Режим ее работы — семь дней в неделю с 8:00 до 20:00. У диагностов, инженеров по техническому осмотру есть списки предварительно записавшихся автовладельцев. Их пустят на линию либо в указанное время, либо, в случае ее загрузки, как только отъедет предыдущее авто из живой очереди.

 

СБ

 
Подписывайтесь на нас в Telegram и Viber!