Более ясные ценники, защита от навязчивой рекламы в почтовых ящиках и в транспорте. Какие еще новшества ожидают потребителей благодаря изменениям в законодательстве, узнавала корреспондент агентства «Минск-новости».
Некоторые из этих нововведений вступают в силу уже с 2 апреля. Они касаются правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, а также правил проведения распродаж, мероприятий, направленных на стимулирование продажи товаров, продукции, в том числе информации на ценниках. Закреплены эти изменения постановлением правительства Республики Беларусь от 30.12.2020 № 774.
В частности, с 2 апреля на ценниках, в иных информационных источниках продавцы обязаны указывать сведения о цене пищевых продуктов за 1 кг или 1 л шрифтом, размер которого не меньше половины размера шрифта, используемого для указания цены за единицу такого товара.
Информация о распродажах и акциях должна размещаться в объектах торговли и общепита, СМИ или доноситься до покупателей другими доступными способами. Размер скидки может указываться в процентах или в денежном выражении. Если скидка предоставляется только при выполнении каких-либо условий, обязаны будут указывать этот факт, цены товара со скидкой и без нее.
— В последнее время продавцы часто указывали цену со скидкой значительно более крупным шрифтом, чем обычную, что вводило многих покупателей в заблуждение, — так объяснила принятие этой такой меры начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Беларуси Инна Гаврильчик.
4 января 2021 г. был принят закон «Об изменении законов по вопросам рекламы». Хотя его положения вступят в силу только 8 июля, потребителям нелишне заранее знать, к каким нововведениям готовиться и на что рассчитывать.
Одна из ключевых позиций, ожидаемых гражданами, — обязанность рекламораспространителя прекратить доставку рекламы в почтовый ящик по первому требованию владельца. Потребителю надо будет проинформировать рекламодателя о том, что он не хочет получать такие листовки (буклеты). Каким образом?
— Это можно будет сделать, используя сведения о рекламодателе, которые обычно содержатся в листовках, — сайт, адрес, телефон, — объясняет И. Гаврильчик. — В этом случае рекламодатель должен предпринять все меры, в том числе проинформировать рекламораспространителя, чтобы по данному адресу, в конкретный ящик листовки больше не попадали. Как вариант некоторые потребители высказывали предложение размещать специальные наклейки на своих почтовых ящиках, хотя законодательство не обязывает их это делать.
Представитель МАРТ рассказала, как горожанам действовать, если к их мнению не прислушались. В этих случаях можно обратиться в органы власти по месту жительства, чтобы приняли меры.
Надо иметь в виду, что данное требование не распространяется на рекламу, размещаемую в печатных СМИ или на оборотной стороне жировок.
Новый законодательный акт содержит также требования в сфере рекламы банковских услуг и микрофинансовых организаций.
В частности, в рекламе банков по вкладам следует указывать размер годовой процентной ставки и вид договора. Если договор содержит условия, влияющие на сумму доходов и/или расходов клиента, реклама должна содержать предупредительную надпись о наличии в договоре этих условий. Такая надпись должна озвучиваться в рекламе на радио, на телевидении, иными способами, занимая определенное количество времени или площади. Микрофинансовые организации также обязаны указывать годовую процентную ставку.
— Потребители нередко сталкиваются с рекламой «Деньги в долг», которая очень часто оказывается ненадлежащей, — заметила И. Гаврильчик. — Обращаю внимание: микрофинансовые организации, работающие в правовом поле, можно найти на сайте Нацбанка, где есть соответствующий реестр. Если вы не нашли там конкретной организации, рекомендую не пользоваться ее услугами: есть основания полагать, что она осуществляет деятельность незаконно.
пассажиры транспортВ долгих спорах рождалась очередная норма закона — запрет звука рекламы в общественном транспорте. По словам представителя МАРТ, поступали жалобы от пассажиров, которых этот звук раздражал во время поездок. В итоге визуальную рекламу оставили, но без звукового сопровождения. Исключение сделано для социальной рекламы, которая важна для здоровья и жизнедеятельности граждан.
Вследствие негативного отношения потребителей принято и такое положение закона, как запрет на распространение рекламы ритуальных услуг посредством листовок в почтовых ящиках, телефона. Проблема в том, что такую рекламу многие получатели воспринимают как адресную, что вызывает вполне объяснимое возмущение людей. Исключение для подобной информации — печатные СМИ.
Вступит в силу также запрет на распространение рекламы посредством телефонной электросвязи, электронной почты без предварительного — письменного или в электронном виде — согласия абонента (адресата).
В числе других новшеств, которые вступят в силу 8 июля, — введение запрета на превышение уровня звука рекламы над уровнем звука телепрограммы, прерываемой рекламой; запрет на рекламу нетабачных никотиносодержащих изделий и жидкостей для электронных систем курения (исключение — реклама на сайтах их производителей и импортеров); кроме того, при указании размера зарплаты в рекламе о трудоустройстве за пределами Беларуси такие сведения должны быть документально подтверждены и содержаться в договоре о трудоустройстве. Эти и другие поправки в законодательство, по мнению разработчиков, должны несколько облегчить жизнь потребителей.