Время закупаться впрок? Как обстоят дела с товарным дефицитом в Минске, и что происходит с ценами

 

Стоит ли поддаваться панике по поводу «пустых полок» в столичных супермаркетах и пора ли запасаться гречкой впрок? Корреспондент агентства «Минск-Новости» начитался постов в Telegram-каналах и отправился по городу искать дефицит. И нашел.

 

Скидки — оптом!

Кое-что сегодня действительно исчезло. Сногсшибательные скидки, рассчитанные, впрочем, на впечатлительных. За все крупные магазины не скажу, но вот один из них, недалеко от моего дома, еще недавно без повальной уценки товаров не торговал от слова «совсем». Каждый день на весь ассортимент у него акции — то 30 %, то даже 35 %. По итогу все равно получалась средняя цена по городу. Но человеческий фактор никто не отменял. На ценнике указано 100 рублей, а вам отдают за 70. В магазине за углом эта вещь стоит те же 70 рублей, но ведь вы покупаете со скидкой! Хотя любой маркетолог скажет, что продавать себе в ноль, а тем более в убыток торговля может лишь точечно и по большим праздникам. Тем самым обеспечивается лояльность покупателей к конкретному продавцу. Круглый же год всей торговле нужно платить налоги, аренду, зарплату и обеспечивать рентабельность. Сегодня упомянутый магазин объявляет акции не каждый день и не больше чем на 15–20 %. Стоит ли говорить, что цены там по-прежнему среднегородские?

Судя по разговорам в Telegram-чатах, в Беларуси сложно купить финскую фурнитуру для мебели. Ее заменяют китайская, российская и южнокорейская. Хотя будет лучше, если появится свой производитель.

Товар к лицу

При мне покупательница в отделе косметики оказалась недовольна отсутствием какого-то конкретного белорусского то ли молочка, то ли крема. Я в этом ничего не понимаю, но для двух даже не знакомых между собой женщин тема для разговора на целый час. Как пояснила продавец, искомый товар разобрали еще на днях, а когда придет новая партия, точно сказать трудно — большой спрос и производитель отгружает с колес.

К санкциям ситуация не имеет отношения, потому что за два прошедших года торговля к ним адаптировалась. Косметические люксовые бренды пусть в меньшем количестве, но по-прежнему поступают из Европы или Азии, разница лишь в логистических цепочках и конечном продавце: некоторые товары ушли в интернет. Но если весной бренды дорожали, потому что поставщики изначально закладывали заниженный курс белорусского рубля, то сейчас цену поднимает сам производитель. На фоне подорожания энергоносителей инфляция в Европе бьет рекорды.

 

Фото носит иллюстративный характер, фото Depositphotos

Импортный Эверест

Приятно, что наши женщины повернулись к белорусской косметике лицом. Видимо, отечественные кремы не хуже импортных, а стоят гораздо дешевле. Более того, по программе импортозамещения промышленность выпускает не только косметику. Ходят разговоры, что отечественный производитель намерен замахнуться на вершину критического импорта, к которой и не думал подходить лет 30. Речь о качественных бритвенных станках и лезвиях. Случись такое, и можно представить тот праздник для всей бреющейся части населения. Годами платить за раскрученный бренд накладно, а альтернативы нет. Как пишет интернет, «проникая на новый рынок, компания сначала вступала в партнерство с местным производителем, образовывая совместное предприятие, постепенно снижала уровень участия конкурента и либо поглощала, либо совершенно уничтожала его, оставив без покупательского спроса». В итоге белорус платит за одну кассету от 10 рублей, бреется и плачет.

Октябрьская дефляция

Вообще говоря, сомнительно, что проблема отсутствия какого-то конкретного товара заботит массового потребителя. Ассортимент любого гипермаркета составляет до 50 000 наименований. Для потребителя куда чувствительнее ситуация с ценами. А их сейчас полностью отслеживает государство, поставив на контроль распределение добавленной стоимости по всей цепочке движения товара к потребителю. Субъекты хозяйствования обращаются в Министерство антимонопольного регулирования и торговли с вопросами, ведомство регулярно дает разъяснения. В результате имеем октябрьскую дефляцию. Потребительские цены в своей массе слегка откатились назад. Я тоже поначалу не поверил и заглянул на сайт Белстата, где ежемесячно публикуются средние цены на товары по регионам. Так и есть: в Минске килограмм сливочного масла в октябре подешевел сразу на 1 рубль 30 копеек.

магазин

Индекс голубцов

Поскольку один продукт питания все-таки не показатель, на бытовом уровне в оценке изменения потребительских цен с чьей-то легкой руки пошел гулять набор для борща. Возможно, и красиво, но долго варить, к тому же среди ингредиентов нет товаров критического импорта. Поэтому применительно к статистике проще готовить голубцы. Рис для них завозят из-за рубежа, да и в фольклоре блюдо упоминается. Если начальник со своей зарплатой употребляет мясо, а подчиненный налегает на капусту, то, по статистике, в среднем они едят голубцы. Рецепт возьмем классический из «Книги о вкусной и здоровой пище» за 1939 год под кураторством наркома пищевой промышленности СССР Анастаса Микояна. Берем средние октябрьские цены по Минску на продукты в килограммах и литрах. Рис подешевел на 6 копеек, говядина — на 5 копеек, сметана, наоборот, подорожала на 10 копеек, стоимость капусты осталась без изменений, морковь подешевела на 11 копеек, лук — на 12, подсолнечное масло — на 3 копейки. Если не злоупотреблять сметаной, то жить можно.

***

И все-таки один дефицит я нашел. Дело было в минувшую субботу в моей Малиновке. С утра подморозило, и народ потянулся за теплыми вещами. Поскольку при товарном изобилии все голосуют рублем, основная покупательская масса скопилась в проходах между зимними куртками того магазина, который напрямую работает с производителем. При этом он напрямую работал и с наличными, так как кассовый терминал временно бездействовал. В результате деньги в ближайшем банкомате закончились уже в обед. Все бежали к соседнему через дорогу, но там тоже была очередь из покупателей мини-рынка. Такие дела, время покупать!

 

minsknews.by

 
Подписывайтесь на нас в Telegram и Viber!