Валерий Лобанок рассказал о своей любви к авиации и знаменитом родственнике-однофамильце

 

«А уж не Вашей ли фамилией названа одна из улиц в столице?» Задавая этот вопрос подполковнику в отставке Валерию Лобанку, я и подумать не могла, что услышу интересную семейную историю...

 

Да, Герой Советского Союза Владимир Лобанок – один из организаторов партизанского движения в Беларуси, полковник, командир Лепельской партизанской бригады – действительно не просто однофамилец, а двоюродный дед Валерия Михайловича.

 

Именем героя названа не только улица в городе Минске, но и аграрно-технический колледж в Марьиной Горке. После войны Владимир Елисеевич занимал высокие государственные посты, в том числе – заместителя председателя Президиума Верховного Совета БССР. Наш щучинский Лобанок, конечно же, гордился, но  никогда не козырял знаменитым родственником, всего в этой жизни добивался сам благодаря уму и упорству, техническому таланту и огромной любви к авиации.

 

Его отец-фронтовик не любил вспоминать о войне. Уж очень горькими были те испытания: в 17 мальчишеских лет чудом сбежал из бобруйского лагеря для военнопленных, прошёл через жернова сражений, голод и холод, а победу встретил в Австрии. Вернулся на Минщину в родное село Антоново, где создал семью, растил детей, работал на железной дороге. И когда сын заявил, что поедет поступать в военное училище, препятствовать не стал. К военным в этом доме всегда относились с уважением.

 

Из деревеньки Антоново – в Ригу, Даугавпилс, Мос­кву…

 

Валерий Лобанок даром что закончил сельскую школу, но знания у него были «столичные». Старшая сестра, отличница матфака БГУ, лучше всякого репетитора подготовила брата к экзаменам, и парнишка из Пуховичского района без проблем был зачислен курсантом Рижского высшего военного училища. Да только неожиданно «переманил» белоруса приехавший к зачислению преподаватель Даугавпилсского авиационного технического училища ПВО. Хоть и с «боем» далась та рокировка, но ни разу не пожалел о ней юный курсант.

 

-- Довелось учиться на факультете «летательные аппараты и двигатели к ним». Мы тогда, в начале 70-х, одними из первых стали изучать новые сверхсекретные истребители МиГ-25, -- вспоминает Валерий Михайлович, который, кажется, всё на свете знает о самолётах и может рассказывать о них часами.
Например, что двигатель у нашего МиГа такой же, как каждый… из 22-х у космической ракеты «Восток», на которой покорил космос Юрий Гагарин. Вот только первоначально ресурс у этих двигателей был ничтожно мал, а потому приветствовались все идеи, чтобы усовершенствовать их технические параметры. Забегая вперёд, скажу, что предложения и эксперименты Валерия Лобанка, когда он уже стал опытным авиаинженером, заинтересовали ученых настолько, что ему предлагали работу в научно-техническом центре эксплуатации и ресурса авиационной техники в подмосковных Люберцах. Очень помог он как практик в исследовательской работе своему другу-учёному Валерию Масленникову. Но это было уже после опыта службы и последующей учёбы в Москве в военно-воздушной инженерной академии.

 

А перед тем Валерию Лобанку, выпускнику военного училища, предстояло распределение в Барановичи в технико-эксплуатационную часть. Кстати, в этом городе молодой лейтенант нашёл свою счастливую половинку, создал семью и… чётко осознал, что хочет продолжить образование в академии. Экзамены сдал успешно, снял квартиру с видом на Останкинскую башню и перевёз в Москву жену Галину с первенцем-сыном. Там, в столице СССР, на свет появилась и доченька, которую супруги назвали красивым белорусским именем Алеся.

 

Четыре года учебы были наполнены интересными событиями. Запомнилось, как в аудиторию зашёл профессор, по учебникам которого Валерий Лобанок с юности штурмовал математику, какими невероятно сложными поначалу казались его задания и лекции, но стоило приложить усилия, и все задачи – в прямом и переносном смысле – оказались решаемы.

 

А как волнительно было принимать участие в главных парадах страны –  на Красной площади 7 ноября! Снимки с тех поистине масштабных торжеств, что проходили на Октябрьские праздники, и сегодня бережно хранятся в личном архиве ветерана Вооружённых Сил.  

 

В мирное время – награда за боевые заслуги

 

У военных бывает и так. Валерий Михайлович рвался в Афганистан, ведь там воевали его друзья-лётчики, там он готов был принести максимальную пользу своим доскональным знанием боевых самолётов. Но отцы-командиры распорядились иначе, направив капитана Лобанка сразу после окончания академии на службу в Германию.

 

-- Мы с женой так соскучились по Беларуси, а пришлось ехать в немецкий Вернойхен, где базировалась наша авиационная разведка, -- вспоминает В.М. Лобанок. -- Это нынче многие вещи из той советской поры перестали быть тайной, но тогда в условиях строжайшей секретности проходили учения, где с борта МиГ-25 по наземным целям пускали ракеты «воздух-земля», проводились ответственные операции – в том числе и боевые.

 

В результате одной из них Валерий Михайлович был представлен к высокой государственной награде – медали «За боевые заслуги». Ведь самолёты, подготовленные под его руководством к дерзкой и технически сложной боевой задаче, отлично справились с заданием, как и лётчик-асс, который был награждён орденом Красной Звезды.

 

 

 

В Щучин приехал в День авиации

 

Отслужив в Германии пять лет, В.М. Лобанок в 1987 году был направлен в «портовый город Щучин». Именно так шутливо представили наш райцентр знающие сослуживцы.

 

-- И они не ошиблись! – улыбается мой собеседник. -- Я впервые увидел Щучин в погожее августовское воскресенье, когда весь городок отмечал День авиации, неожиданно встретил здесь много знакомых, с кем служил в Германии, и сразу это место стало для меня родным. Здесь, кстати, живу 35-й год! А это вдвое больше, чем в родном посёлке Антоново…

 

В Щучинском гарнизоне Валерий Михайлович начинал службу с должности инженера авиаэскадрильи.

 

Благодаря своим глубоким знаниям и деловым качествам дорос до заместителя командира полка по вооружению. Но наступали лихие 90-е, когда «штормило» страну, везде звучало модное тогда слово «конверсия» и на этой бесшабашной перестроечной волне стали расформировываться дислоцировавшиеся в нашем приграничном районе части. Тогда подполковник Лобанок плечом к плечу с полковником Рябовым, чтобы не канул в лету военный Щучин, стали создавать на базе имеющейся инфраструктуры ШМАС – школу младших авиационных специалистов. Её возглавил Владимир Леонардович Рябов -- бывший командир 10-го отдельного разведполка. А заместителем начальника ШМАС был назначен Валерий Михайлович Лобанок.

 

-- В результате получилось весьма серьёзное солдатское учебное заведение, где мы готовили отличнейших специалистов для наших ВВС, -- говорит Валерий Михайлович. – Одновременно обучали по 1200 курсантов, минимально -- по 650. Просуществовала в Щучине ШМАС восемь лет: с 1994 по 2002 год.  

 

Сегодня о военном прошлом нашего города напоминают величественные самолёты на пьедесталах, возрождённый, хотя и не в полном формате, аэродром и, конечно же, наши славные ветераны Вооружённых Сил -- такие замечательные люди, как Валерий Михайлович Лобанок, который бережно хранит память об истории гарнизона, сплачивает вокруг себя друзей-однополчан.

 

Татьяна СТУПАКЕВИЧ.
Фото из архива Валерия ЛОБАНКА.

 
Подписывайтесь на нас в Telegram и Viber!