Валентин Байко: «Я пойду на референдум, потому что чувствую долг перед предыдущими и будущими поколениями белорусов»

 

Валентин Байко, член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь:

– Мировая конституционная практика знает различные по объему, содержанию и сущностному наполнению Основные Законы. Те из них, которые касаются небольшого круга вопросов и имеют незначительный объем, меняются реже, объемные по сути и масштабные по содержанию – корректируются чаще. Решения об изменениях Конституций, как правило, принимаются на неких переломных моментах истории и часто становятся толчком для позитивных изменений в жизни стран и народов.

История белорусской Конституции насчитывает менее тридцати лет. И пусть это совсем небольшой срок по меркам зрелых конституционных республик, но он весьма значителен для нашего государства, которое само немного старше Конституции. Настало ли время для изменения Основного Закона Беларуси? Этот вопрос вправе и должен задавать себе каждый гражданин страны и находить свой собственный ответ. Но очевидно одно: изменения как внутри белорусского общества, так и в окружающем нас мире происходят с такой скоростью, что «подтягивание» к ним старых правил и старых подходов становится все более сложным. Именно поэтому так динамично изменяется белорусское законодательство. Все законотворческие органы работают в большом напряжении и имеют перед собой сложные и масштабные задачи. Но Конституция – основа и самого государства, и всей системы законодательства. Если мы реализуем значительные изменения законодательства, ждем обновления всего механизма государства, то может настало время для корректировки Основного Закона?

Референдум – это квинтэссенция взаимодействия общества и государства. Механизм прямого волеизъявления позволяет каждому человеку, каждому субъекту общественных отношений влиять на формирование нормативной базы. Благодаря референдуму граждане могут сами проголосовать за правила, которые в силу воли большинства станут законом. Участие в конституционном референдуме – возможность высказать свое мнение и внести вклад в формирование системы ценностей белорусского общества.

Участие в референдуме, как и в других видах голосования, – абсолютно добровольное дело. Отвечать ли на вопрос в бюллетене, каждый решает для себя сам. Но может ли разумный человек относиться безразлично к тому, что без его участия решат, на каких фундаментальных принципах будет строиться государство, и какие возьмет на себя обязательства в отношении общества?

Для того, чтобы разобраться в сущности предлагаемых изменений, не надо быть депутатом или профессиональным юристом. Наша Конституция, равно как и предлагаемые в нее поправки, написана простым и доступным языком. Ее текст последователен, логичен и понятен. Она читается как своеобразный рассказ о том, каковы обязательства государства перед белорусским обществом, как строятся органы управления, какова их компетенция. Важная черта Конституции заключается в том, что она является актом прямого действия. Это значит, что ее нормы можно непосредственно применять на практике (в судебных спорах, при принятии решений уполномоченными органами), на них можно ссылаться в сложных ситуациях, ими можно обосновывать свои действия.

 

Ознакомиться с предлагаемыми изменениями в Конституцию очень просто. Для этого достаточно зайти на Национальный правовой портал «pravo.by» и открыть соответствующую вкладку. Даже неподготовленный читатель потратит на ознакомление не больше получаса. Всего лишь полчаса необходимо для того, чтобы определиться с ответом на вопрос: какой я хочу видеть Беларусь в будущем, какой я хочу оставить ее своим детям?
 
 

Участие в референдуме – это долг каждого гражданина. Но не только перед государством или обществом. Это долг перед собой, перед предыдущими поколениями белорусов, многие из которых отдали жизни за существование страны, перед будущими поколениями, которые хотят жить в мире, спокойствии и достатке.

 

ГП

 
Подписывайтесь на нас в Telegram и Viber!