Один из самых значимых памятников истории и архитектуры страны – бывшая резиденция Стефана Батория в Гродно – продолжает радушно встречать посетителей после масштабной реконструкции. Корреспондент «ГП» присоединилась к экскурсии по новым музейным экспозициям, чтобы с экскурсоводом по-новому взглянуть на уникальный историко-культурный объект.
Казалось бы, еще недавно Старый замок представлял собой разрушенное временем сооружение. Сегодня перед нами изящная жемчужина королевской истории в стиле ренессанса. Гравюры, роспись фасада, кованые ворота… Внешний облик замка действительно впечатляет. Что же посетителям предлагают непосредственно в музейных помещениях? На экскурсию по экспозициям отправляемся вместе с младшим научным сотрудником научно-просветительского отдела Гродненского государственного историко-археологического музея Натальей Третьякевич.
Застройка Замковой горы
Первым делом проходим в зал, экспозиция которого посвящена истории застройки Замковой горы. Здесь представлены археологические материалы, которые были найдены археологами в ходе раскопок. Каждый экспонат – артефакт, рассказывающий о том, как выглядел замок в разные годы. К слову, археологические раскопки на Замковой горе ведутся с 1930-х годов.
В ходе экскурсии узнаем, что история Старого замка начинается в XI веке: именно тогда на Замковой горе было построено городище, укрепленное и огороженное глубоким рвом. В последующие годы замок переживал ряд разрушений, перестроек и восстановлений. По археологическим данным, город полностью отстраивался почти каждые 30 лет.
Безусловно, каждые изменения отражались на внешнем облике Старого замка: на него то и дело накладывались разные стили и эпохи. В 1391 году, например, Старый замок стал одной из главных резиденций Витовта. Так, по инициативе великого князя в 1398 году вместо деревянной крепости построили каменный готический замок с четырьмя башнями. В XVI веке при короле Стефане Батории замок перестроили в стиле ренессанса, облик которого как раз и восстановили в XXI веке.
За стеклом в витринах первого музейного зала – уникальные экспонаты, показывающие историю основных этапов застройки Замковой горы: детинец XI–XII веков, готический замок великого князя Витовта, ренессансный дворец Стефана Батория, перестройки XVII-XIX веков.
Проводя экскурсию, Наталья заостряет наше внимание на плинфе с надписью, иными словами – на куске кирпича периода XII века. На нем слова из Псалма: «Бог посреди его. Бог сохранит его и не даст ему разрушиться с самого утра». Как отметила экскурсовод, такая надпись выцарапывалась на кирпиче, который выкладывался в стены православного храма и служил своего рода оберегом.
Среди вошедших в экспозицию находок также кирпич времен готического замка, голосники, кирпич с рельефным изображением герба «Колюмны» XIV века, горшковые изразцы, из которых во времена короля Батория делали печи.
В числе артефактов также элементы оконного портала ренессансного времени, фрагменты колонны. Особое место занимают изразцы, изображающие сцены «Благовещение», один из самых ранних религиозных сюжетов, а также кафли с изображением королевских особ.
Жизнь древнего города и его обитателей
С жизнью древнего города, бытом обитателей XII–XIII веков знакомимся, проходя в следующую музейную комнату.
– В то время Гродно был центром Городенского княжества. Тогда город очень хорошо развивался и отличался высоки уровнем жизни, – подчеркивает экскурсовод.
Центральное место в экспозиции занимает макет гродненского детинца. Миниатюра наглядно изображает город XII века. Об основных занятиях наших предков – рыболовстве, охоте и сельском хозяйстве – узнаем, когда подходим к следующей за макетом витрине. Здесь представлены предметы рыболовства, орудия труда, большинство из которых сделаны из дерева, а наконечники – металлические. Рядом можно также увидеть гребешки для волос, амулеты из костей.
Другие экспозиции зала знакомят с развитием гончарства, ткачества, кузнечного дела.
– Здесь мы видим хорошо сохранившиеся изделия из кожи – кошелек, обувь, ключи и замок, которые свидетельствуют о том, что в XII–XIII веках люди уже закрывали свои дома. Это то время, когда людям уже было что и от кого охранять, – отметила Наталья Третьякевич. – С принятием христианства началось развитие архитектуры, образования, торговых связей. Об образовании можем говорить, глядя на восковку: люди начали писать на восковых дощечках.
Привлекают внимание и украшения того периода.
– Самыми бюджетными считались украшения из стекла. Это было популярно, и девочки уже их носили. Привозная бижутерия могла стоить очень дорого, – рассказывает экскурсовод. – За стеклянной витриной можем также видеть основные предметы ювелиров: маленький молоточек, пинцет, формы литейные, в которые заливали металл и изготавливали, например, амулеты. Значимая часть этой экспозиции – детские игрушки. Мы видим, что они особо не изменились. В то время мальчики, например, играли с деревянным мечом. Игрушки для самых маленьких – музыкальные свистульки, жужелицы, прототип современной погремушки.
Военные страницы истории
Следующая часть экспозиции повествует о борьбе с крестоносцами, которая, как упоминается в истории, продолжалась с перерывами более ста лет. Слева – фрагменты обугленной мостовой, разбросанная детская обувь…
В следующей витрине видим доспехи и оружие защитников города. Например, кольчугу, вес которой достигает порядка 10 килограмм. К слову, чтобы соорудить эту значимую часть воинского обмундирования, надо не меньше 600 метров проволоки.
Показан в музее и такой предмет, как чеснок. Своеобразное приспособление состоит из нескольких звездообразно соединенных острых стальных штырей, направленных в разные стороны. Один всегда торчал вверх, другие служили опорой. Заграждение из множества разбросанного чеснока было эффективно против конницы: наступив на острый шип, лошадь не могла продолжать движение.
В собрании музея также представлены несколько шахматных фигур, уникальный экспонат – фрагмент шахматной доски, артефакты крестоносцев и защитников города. Одна из экспозиций зала посвящена Грюнвальдской битве, которая стала ключевым сражением Великой войны 1409-1411 годов.
Эпоха Стефана Батория
Поднимаемся на третий этаж и попадаем в каменицу, где нам рассказывают о жизненном пути и периоде правления короля Стефана Батория. в эпоху которого замок достиг вершины своего архитектурного развития. К слову, королем польским и великим князем литовским Баторий стал в 1576 году.
В экспозиции показаны предметы интерьера, обмундирование пехотинца гарнизонной службы, вооружение тех времен. Например, двуручный меч фламберг.
Среди интересных экспонатов цветная реконструкция гравюры Ганса Адельгаузера и Матиаса Цюндта «Правдивое изображение города Гродно в Литве», датируемая 1568 годом. Здесь можно детально рассмотреть города, его планировку от Коложи до нынешнего проспекта Космонавтов.
Можно увидеть также изображение короля на охоте, саблю «Карабела» с рукоятью в форме «орлиной головы» с загнутым вниз набалдашником.
– Стефан Баторий очень любил охоту, особенно в Гродненской пуще. Кроме того, он в целом любил наш город и был очень доволен его расположением и логистикой, – подчеркивает экскурсовод.
Еще один музейный зал рассказывает о вкладе короля в жизнь города Гродно.
– Буквально вся прибыль от города в то время шла именно на его развитие. Стефан Баторий позволил гродненским мещанам соорудить на берегу Немана мельницу, перестроил деревянный храм Фару Витовта в каменный, получив от папы Римского письмо, что он прекрасен. Он также отменил налог на соль. Король был католиком, но при этом поддерживал все религии. Разрешил, например, евреям построить синагогу недалеко от замка.
В завершение экскурсии отправились на смотровую площадку. Виды на Неман и город отсюда захватывают! Нет сомнений в том, что эта локация будет то и дело мелькать на снимках горожан и гостей областного центра, впрочем, как и сам Старый замок. Спешите оценить преображение!