В сетях маркетинга

Встреча с мальчишкой из моего детства, а теперь респектабельным моложавым джентльменом, была неожиданной и тёпло-эмоциональной. "А помнишь, помнишь?.." -- не уставали перебивать мы друг друга и без конца вспоминали забавные приключения, общих друзей, замечательные традиции нашей улицы с того далёкого времени, "когда деревья были большими". Расспросив друг друга о семейном положении, договорились встретиться семьями. Телефонный звонок от вновь приобретённого товарища не заставил себя ждать: "Мы с женой сегодня в Щучине. Если не возражаешь, зайдём..."

Многочасовое общение за чашкой кофе уже не казалось мне столь же искренним, как предыдущая встреча. Супружеская пара пришла в гости явно подготовленной, а для пущей убедительности ещё и оснащённой ноутбуком с хорошей базой иллюстраций со всевозможных презентаций, встреч, круизов компании, в которой оба работали. "Знаешь, пока я был инженером на заводе, а Мариночка в школе пахала, мы еле концы с концами сводили, а теперь ни в чём себе не отказываем", -- самодовольно утверждал Игорь, которого я просто переставала узнавать. Ну, другой человек и всё тут!

Говорящее словосочетание "сетевой маркетинг" в этой беседе не звучало, но всё указывало именно на этот формат работы компании, которую на все лады расхваливали супруги.

А как вдохновенно рассказывали они о чудотворных лекарствах, биодобавках и даже лечебных пледах и белье, которые буквально исцеляют от всех хворей! Именно распространителями этой продукции были Игорь и Марина, а в самой ближайшей перспективе, по их мнению, должна стать и я. От них же и узнала, что только за этот день они обошли с десяток квартир и домов родителей своих школьных друзей. Зная Игорька с детства, а тут ещё прослушав его красноречивый "краткий курс по медицине", старики вытряхивали кошельки и покупали "волшебные" пилюли, заказывали "лечебный" трикотаж, который избавит и от боли в суставах, и от проблем со спиной.

 "Вы сами-то верите в то, что говорите? А совесть не мучит, что ваша состоятельность (если она, конечно, реально существует) построена, в общем-то, на обмане?" -- перебила я очередную пафосную тираду Игоря.

На его лице застыла маска то ли удивления, то ли негодования. "Ты хорошо подумала, ты точно не хочешь присоединиться к нам? Это кампания с мировым именем!" --  привёл он ещё один, по его мнению, веский аргумент.

Расставались без особых эмоций. Чувствовалось, что не оправдала я надежды своего приятеля. Больше он на горизонте не появлялся.

А вот сети маркетинга время от времени дают о себе знать. То подруга взахлёб рассказывает, что сама не понимает, как её абсолютно случайные люди, притормозившие на авто, убедили приобрести (якобы по дешевке) набор чудо-кастрюль и сковородок -- подумать только! -- из хирургической стали. То вдруг оживает квартирный телефон и таинственная незнакомка, представившись звучным именем, приглашает на презентацию в кафе. Мол, там точно научат, как быть вечно молодым, здоровым и невероятно счастливым.

Не секрет, что сегодня в погоне за продажами всякого рода товара, используются приёмы гипноза или нейропрограммирования. Человек только спустя время осознаёт, что поступил неадекватно, как будто не по своей воле, а под чужую диктовку что-то купил, подписал, заключил договор...

Знакомая психолог как-то поделилась, что хотела найти более оплачиваемую работу, разместила своё резюме в интернете и очень скоро получила приглашение на собеседование в достаточно солидную фирму по продажам одеял. Оказывается, в её функции должно было входить проведение тренингов и обучение непосредственных распространителей товара "искусству", как незаметно "обработать" и подвести человека к тому, чтобы он сделал покупку. "И хотя товар у моих потенциальных работодателей был действительно качественный, я от этой работы отказалась. Этика профессии для меня -- не пустые слова", -- призналась девушка. Но ведь кто-то же и согласился, занял ту вакансию.

Поэтому так важно сегодня держать ухо востро, всегда быть "с включёнными мозгами", уметь думать и взвешивать, не давая себя разными психологическими приёмчиками сбить с толку. И уж, конечно, здраво осознавать, что не найдёшь панацею от всех болезней у уличных продавцов, которые из неудавшихся инженеров переродились в якобы успешных врачевателей и добреньких советчиков.