В Национальном академическом театре им. Я. Купалы обновленной и искрометной «Павлинкой» открыли 101‑й сезон

 

В Купаловском театре снова запахло цветами. И казалось, что запах этот проникает в самую душу, пробуждая ее к весне и обновлению. Эмоции в день премьеры «Павлинки» были на пределе. Зрители в изысканных интерьерах театра фотографировались чаще обычного до того самого момента, когда в зале погас свет и началось театральное чудо. 

 

Обновленной «Павлинкой» Льва Литвинова в Купаловском театре открыли 101‑й театральный сезон. Комедия Янки Купалы — визитная карточка театра, наша «Чайка» и «Принцесса Турандот», национальное и культурное достояние. При мысли, что мы могли ее лишиться, берет оторопь. Около 7 месяцев театр не принимал зрителей и не показывал спектаклей. Триггером к позитивным изменениям в судьбе главного театра страны стал визит в Купаловский Президента 19 февраля и серьезный разговор с труппой о будущем коллектива. В тот же день Александр ­­­Лукашенко посмотрел фрагмент обновленного спектакля, который сегодня наконец‑таки вышел к зрителю. «Павлинка» за прошедшие полгода претерпела «перезагрузку», оставшись неизменно высоким театральным продуктом в своей классической и традиционалистской основе. Билеты в продажу поступили 23 февраля и были раскуплены театралами буквально за несколько дней.
 

 

 

Сам спектакль фактически новый. Большинство актеров труппы Купаловского сменилось. Пришли молодые. Так, роль Павлинки досталась Анастасии Воронковой, студентке второго курса БГУКИ. Пана Альфреда Быковского, а эта роль всегда была трамплином для многих белорусских артистов, исполнил актер из прежнего состава, один из немногих оставшихся работать в театре после августа 2020‑го Михаил Свито. Актер накануне премьеры признавался, что многие черты для своего Быковского подсмотрел из жизни. Персонаж выписан автором едко, беспощадно и точно как человек, желающий обогатиться за чужой счет и прокатиться, как бы сегодня сказали, с ветерком на «социальном лифте». Бессмертный типаж. 
 

— В работе помогли какие‑то мои внутренние качества и, конечно, жизненные наблюдения за последними событиями, — сказал Михаил. — Я вкладывал в создание этого образа, как говорится, собирательные черты, если его «полячество» шло из меня и оказалось принятым зрителем, значит, мне удалось сделать эту роль.
 

Рядом с молодежью на сцене любимые мастера и корифеи — народный артист Беларуси и СССР Геннадий Овсянников, народная артистка Беларуси Зинаида Зубкова, заслуженные артисты Беларуси Владимир Роговцов, Тамара Миронова, Тамара Николаева‑Опиок и другие мастера. Художественным руководителем постановки является актриса Ольга Нефедова, режиссером спектакля — студентка Белорусской академии искусств Зинаида Веденина.
 

Ольга Нефедова отметила, что подготовка к премьере оказалась сложной и потребовала огромной работы:

— С ноября мы слушали студентов и новых актеров для новой «Павлинки». Во время кастингов поняли, что среди них очень много достойных, и это была радость! 

 

Поняли: есть с кем работать, с кем заново поднимать театр. Для ребят, молодых артистов, премьера стала боевым крещением. 

 

Многие из них говорят, что еще вчера в самых смелых мечтах не могли себя представить на главной театральной сцене, благодарили за возможность выйти на сцену Купаловского театра. Я думаю, что все у нас будет замечательно. Приглашаю всех преданных зрителей театра на премьеру и все последующие спектакли купаловцев. Мы работаем для вас! 
 

Заслуженная артистка Беларуси Тамара Миронова признается, что такого приема в ее актерской судьбе не было никогда: 

— Такой теплой зрительской атмосферы в зале не припомню за всю свою актерскую карьеру. Была воодушевлена и наша молодежь, радовались и мы, «старики». 

 

Наверное, и актеры, и зрители хотели одного и того же — чтобы жизнь в нашем театре возродилась и продолжилась на должном уровне. 

 

Нам с нуля надо восстанавливать репертуар. Ситуация в театре очень сложная — актеры подверглись настоящей травле, и я не понимаю на самом деле: за что? За то, что хотели продолжать работать и делать свое дело? Многих запугали. 

Я не понимаю, в чем можно упрекать народного артиста Беларуси и СССР Геннадия Степановича Овсянникова, который жизнь отдал театру. Мы все жертвовали ради театра силами, здоровьем, временем, семьями своими… «Дяде Гене» 86 лет, а он по‑прежнему работает, и хорошо работает! Он не должен ничего и никому доказывать и оправдываться. Вы можете просто не хамить ему? И что? Если что‑то не нравится — промолчите. 
 

Мы 7 месяцев не показывали спектаклей — это тяжело и с моральной точки зрения, и с финансовой для всех. Ушли некоторые сотрудники из технического персонала, чтобы кормить свои семьи, их можно понять. Совершенно разорена литературная часть... Нужно искать новых сотрудников. Все это время мы проводили напряженные кастинги, искали режиссеров и актеров. Нужна новая кровь. 

Такой театр не может жить одной «Павлинкой» и «Вечером», будем делать новые спектакли.

— У меня было ощущение абсолютного праздника, — говорит народная артистка Беларуси Зинаида Зубкова. — Был полный аншлаг. Нас всех завалили цветами. Но после спектакля мы все плакали. Почему? 

На поклонах весь зал кричал нам «Спасибо!» — и в тот момент мы поняли, что театр снова встал на ноги, как бы кому‑то этого ни не хотелось. 

С какой энергией в «Павлинке» играла наша молодежь! У них так светились глаза! Они нас не подвели, возникло волнительное и забытое ощущение театральной команды и единения поколений. Некоторым из них еще нет и 20 лет. Этот заряд передался и залу. 60 лет я работаю в театре, и прошедший показ останется в моей памяти навсегда.
 

 

Мартовские показы «Павлинки» пройдут 6, 7, 14, 21, 25, 27 и 31 марта. 19 марта пройдет возобновленный «Вечер» по пьесе Алексея Дударева. В актерскую команду легендарного спектакля Валерия Раевского вольется артист Василий Сушицкий.

 

СБ

 
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен, Telegram и Viber!