В Минске появится храмовый комплекс в память о всенародном подвиге в годы ВОВ

 
Храмовый комплекс в память о всенародном подвиге в Великой Отечественной войне строят в столице. Предполагается, что он станет не только украшением микрорайона Чижовка, но и центром духовного преображения.
 
 

• Поддержка воина

 

Дочь репрессированных родителей, детдомовка, малолетняя узница фашистского концлагеря Людмила Пасынкова работала на Минском моторном заводе. Однажды получила травму. Повреждение ограничивало ее, но женщина старалась двигаться. И как-то, гуляя по Чижовке, подумала: «Здесь есть все, а церкви нет». Идея построить храм вдохновила минчанку настолько, что к ней вернулась былая активность. Людмила почти до последних дней ходила со «скарбонкай» и собирала деньги на строительство. На общинном собрании решили, что на берегу водохранилища будет храмовый комплекс в память о всенародном подвиге в годы Великой Отечественной войны. Церковь, которую построили на первом этапе, посвятили Минской иконе Божьей Матери и 55-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистской оккупации, а строящийся главный храм назвали в честь покровителя воинства — великомученика Георгия Победоносца. 

На картах начала ХХ столетия в районе современной улицы Голодеда обозначены болота. В советский период появилось Чижовское водохранилище. Когда возводили дома, на место нынешней стройки свозили песок. Выросла целая возвышенность, с которой открывается захватывающий вид. Здесь и решили построить храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца. Когда смотришь на строящуюся церковь снизу, кажется, она будет самой высокой в Минске. Такую иллюзию создают ландшафт и архитектура храмового комплекса. По проекту, кроме двух храмов, он включает также приходской дом, который соединит церкви в единый ансамбль. 

 

Икона великомученика Георгия Победоносца из алтаря.

 

Диакон Михаил Стреха, клирик Свято-Георгиевского прихода, рассказывает: чтобы подготовить территорию к строительству, сюда привезли 27 тысяч кубов земли: 

— В проекте сложное оформление участка. Чтобы зеленая зона смотрелась гармонично, ее нужно красиво обыграть. Планируем уже высаживать деревья. К окончанию строительства они подрастут. 

Сейчас высота главного храма 21 метр, а будет 40 с крестом.

Над проектом храмового комплекса работал архитектор Александр Трухин. Проходим внутрь, останавливаемся под воображаемым куполом среди кирпичных стен. Пространство в молельной части еще съедают строительные леса. Но уже понятно: места для прихожан тут много. В проекте — подъемник для людей с особенностями. Внизу запланированы небольшой зал для встреч и мероприятий, библиотека, технические помещения. 

— Здесь уже выросло третье поколение прихожан. Мы нуждаемся в приходском доме, ведь у нас большая воскресная школа, — говорит настоятель, протоиерей Александр Стреха. — Наша община как полноценная семья.

О строительстве здесь постоянно совершают молебны. Божью помощь и поддержку святого Георгия Победоносца ощущают особенно.

— Мы воюем, как и наш покровитель-воин, за каждый кирпич. — Чудо уже то, что храм строится. Воздвижением храмов отцу Александру предложили заниматься сразу после рукоположения в священника. — Молитва — начало и венец всего. Храм  — не в бревнах, а в ребрах. Прихожане участвуют в строительстве церкви. А тем временем растет их внутренний храм. Происходят изменения как на душевном уровне, так и на бытовом. Люди воцерковляются. И для них церковь становится особым местом встречи с Богом, центром духовной и душевной жизни. Храмовая архитектура ограждает от суеты. 

• У людей должна быть надежда

Водохранилище с одной стороны, кольцевая — с другой. Приход обособлен от большого города. Но в доковидные времена за неделю через храм Минской иконы Божьей Матери могло проходить и до тысячи человек. Постоянных прихожан около четырехсот. Они основные жертвователи. У прихода нет крупных благотворителей. 
 

— Самое большое разовое вложение у нас — плита перекрытия. Господь строит. И если Он желает, то хоть и по крупиночкам, но соберем, храм будет. Приведу пример. Нужно было закупить бетон. У человека, который нам не раз помогал финансово, случились трудные времена. Где взять деньги? И тут кто-то на счет перечисляет ту сумму, которая нужна. Господь нам посылал таких каменщиков, которые работали на совесть.
 

Сейчас высота главного храма 21 метр, а будет 40 с крестом.

Диакон Михаил перенимает опыт руководства строительством храма: 

— Это нетипичные задачи для монолитной бригады. И нужно было найти специалистов, которые бы выполнили работы. На требе мы познакомились с человеком из строительной сферы. Он помог найти рабочих, которые теперь тоже знакомятся с церковной жизнью.

Но строительство храма — не самоцель. Основное предназначение настоятеля, считает отец Александр, — строить общину, проводить социальную работу, заниматься вопросами катехизации, проповедью: 

— Важно, чтобы люди решали все проблемы с любовью. Мы должны бороться за молодежь. Предложить им не просто поесть, попить. У них должна быть надежда. Мы сделали кофейню для общения. Летом проводим киносеансы под открытым небом. Кроме того, принимаем и раздаем малоимущим гуманитарную помощь, одежду, обувь, продукты. 

Еще один вид социального служения этого прихода — духовное окормление пациентов больницы паллиативного ухода, хосписа. Там, по словам отца Александра, самое главное — сострадание. С 2005 года он проводит в хосписе молебны и беседы:

— В этом помещении человек через испытание встречается с Богом. Примиряется с родными. Освобождается от обид и злобы. Когда вот к этому приходит пациент, для меня совершается чудо. Нужно молиться о помощи и рассуждать, для чего посылаются трудности. Богу не проблема исцелить, но готов ли человек принять исцеление? 

В подтверждение своим размышлениям настоятель приводит случай, произошедший с его подопечной: 

— Женщина уже не ходила. Мы совершили соборование. И она поднялась. Появились силы. Пациентку выписали. Спустя месяцев пять снова увидел ее в хосписе. Что произошло? Марии стало намного лучше, она сама себя обслуживала. Но вместо того, чтобы благодарить Бога за облегчение страданий, женщина отправилась к бабке-шептухе. Ей хотелось полного излечения. Однако сразу после визита к лекарке Мария опять слегла. Каялась потом слезно. 

• Непростое украшение

У икон в храме Минской иконы Божьей Матери всегда живые цветы. Приносят прихожане. Святой Георгий Победоносец, Божья Матерь Востробрамская, Божья Матерь Владимирская — эти и многие другие святые образы здесь собирали верующие. Среди них современные и старинные. Чеканную икону покровителя строящегося храма сделал прихожанин Викентий. Обычно ее берут в крестный ход. А одна семья принесла из дома Божью Матерь Казанскую, икону предположительно конца XIX века. Образ преподобного Севастиана Карагандинского с частичкой мощей привезла прихожанка из Караганды. В алтаре пребывает икона великомученика Георгия Победоносца — дар предыдущего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Он закладывал капсулу в стену храма в честь Минской иконы Божьей Матери. Эта церковь не случайно у воды. В старину чудотворный образ, которому посвящен храм, явился на Свислочи. Его список тоже есть в чижовской церкви. 

Когда-то на этой земле были Корзюки. Деревню вытеснил город. Но жители, переселившиеся в разные уголки, приезжают в родной приход по большим праздникам. Связь с духовным домом не прерывается. Прихожане верят, что храмовый комплекс станет не просто украшением микрорайона, но и центром преображения душевного и духовного мира людей.

 

СБ

 
Подписывайтесь на нас в Telegram и Viber!