Узнайте, какие изменения внесены в порядок регулирования труда иностранных граждан

 

С 1 июля 2023 года вступил в силу Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» № 233-З от 30 декабря 2022 г. Рассмотрим основные изменения, касающиеся регулирования труда иностранных граждан.

 

1.  УТОЧНЕН ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ.

 

Определение термина «внешняя трудовая миграция» (абзац первый статьи 1) дополнено указанием на гражданско-правовые договоры, заключаемые гражданами и иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь. Таким образом, новая редакция Закона о ВТМ допускает трудоустройство указанных лиц за пределами Республики Беларусь при содействии юридических лиц или индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь, имеющих лицензию на осуществление соответствующей деятельности (далее – лицензиаты). Аналогичным образом дополнено определение термина «трудящийся-иммигрант».

 

Дано определение термина «трудовая деятельность», которое согласуется с уточненным содержанием термина «внешняя трудовая миграция» и по отдельности характеризует деятельность трудящихся-иммигрантов и трудящихся-эмигрантов. Стоит особо отметить, что в отношении трудящихся-эмигрантов под трудовой деятельностью, в том числе, понимается осуществление деятельности по выполнению работ (оказанию услуг) на основании гражданско-правового договора на территории государства трудоустройства в соответствии с законодательством этого государства.

 

Для признания трудящегося-иммигранта высококвалифицированным работником понижен предел минимально допустимого размера месячной заработной платы – с 15 до 5 кратных размеров минимальной заработной платы, установленной в Республике Беларусь.

 

Введено определение термина «третья сторона», под которым понимается иностранная организация либо физическое лицо, нанимающее трудящихся-эмигрантов для выполнения работ в интересах иной иностранной организации или физического лица. Данный термин используется при изложении обязанности лицензиатов заключать договоры о трудоустройстве только с иностранными нанимателями, использующими труд трудящихся-эмигрантов без привлечения третьей стороны (абзац второй статьи 16). Тем не менее сохранено исключение для трудоустройства за пределами Республики Беларусь по студенческим программам.

 

Закон дополнен определением термина «член семьи». Данный термин используется в статье 14 Закона в части права трудящихся-эмигрантов и членов их семей из числа граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, на защиту и покровительство со стороны Республики Беларусь в государстве трудоустройства.

 

2. ИЗМЕНЕН И ДОПОЛНЕН ПЕРЕЧЕНЬ ИНОСТРАНЦЕВ, РАБОТА КОТОРЫХ НЕ БУДЕТ РЕГУЛИРОВАТЬСЯ ЗАКОНОМ.

 

Статьей 2 Закона определен перечень иностранцев, при приёме на работу которых не требуется получать специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь (далее – специальное разрешение).

 

К новым субъектам отнесены:

 

- работники представительств иностранных организаций, командированные для работы в таких представительствах на срок, не превышающий двух месяцев;

- профессиональные спортсмены, выступающие за Республику Беларусь на международных спортивных соревнованиях, профессиональные тренеры, осуществляющие спортивную подготовку профессиональных спортсменов (команд спортсменов) и руководство их тренировочной и (или) соревновательной работой;

- участники студенческих отрядов;

- получающие профессионально-техническое, среднее специальное образование в учреждениях образования Республики Беларусь и трудоустраивающиеся по трудовым договорам с продолжительностью рабочего времени не более половины нормальной продолжительности рабочего времени, установленного законодательством о труде (студенты обучающиеся в белорусских вузах по новому законодательству в свободное от учебы время могут осуществлять трудовую деятельность на территории Беларуси в течение 20 часов в неделю без получения специального разрешения;

- привлекаемые по профессиям рабочих (должностям служащих), включенным Министерством труда и социальной защиты в перечень профессий, на которые привлекаются иностранцы без учета ограничений по защите национального рынка труда (в перечне всего пять профессий рабочих – водитель автомобиля, слесарь-ремонтник, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, швея, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования. И пять должностей служащих – ветеринарный врач, врач-специалист (всех медицинских специальностей), инженер, медицинская сестра и медицинский брат (всех медицинских специальностей), фельдшер (всех медицинских специальностей). В 2024-м список планируется пересмотреть с учетом потребности рынка труда;

- сезонные работники и трудоустраивающиеся по трудовым договорам в сельском хозяйстве на срок не более шести месяцев в календарном году;

- творческие работники, работники культуры, технические специалисты, приглашенные государственными организациями культуры Республики Беларусь для реализации культурных проектов.

 

ВАЖНО! Специальное разрешение получать не требуется, однако наниматели, привлекающие для работы иностранцев, на которых не распространяется действие Закона, обязаны письменно уведомлять управление по гражданству и миграции о заключении, продлении и прекращении трудового договора в течение 3 рабочих днейс даты такого события.

 

3.ИСКЛЮЧЕНЫ НОРМЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПОЛУЧЕНИЕ НАНИМАТЕЛЯМИ РАЗРЕШЕНИЯ НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ ПРИ ТРУДОУСТРОЙСТВЕ БОЛЕЕ 10 ИНОСТРАНЦЕВ.

 

4. СОХРАНЕНО ТРЕБОВАНИЕ О ПОЛУЧЕНИИ НАНИМАТЕЛЯМИ СПЕЦИАЛЬНОГО РАЗРЕШЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ КАЖДОГО ОТДЕЛЬНОГО ИНОСТРАНЦА.

 

Иностранец может осуществлять трудовую деятельность у нескольких нанимателей Республики Беларусь при наличии у каждого из них соответствующего специального разрешения. Выполнение иностранцем в свободное от основной работы время иной оплачиваемой работы у того же или другого нанимателя Республики Беларусь либо по профессии рабочего (должности служащего), отличной от указанной в трудовом договоре и специальном разрешении, требует получения отдельного специального разрешения.

 

5. ИЗМЕНЕНЫ ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ТРУДОУСТРОЙСТВЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННОГО ИНОСТРАННОГО РАБОТНИКА.

 

Он должен соответствовать следующим условиям:

 

- иметь профессиональное образование;

- иметь опыт работы не менее пяти лет;

- в трудовом договоре с ним размер зарплаты должен быть указан не менее 5-кратного размера минимальной заработной платы, установленной в Республике Беларусь.

 

Для оформления на работу такого иностранца не нужно будет получать заключение органа по труду и, соответственно, размещать сведения о наличии у нанимателя вакансий.

 

6. ИЗМЕНЕНЫ УСЛОВИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ НА РАБОТУ ИНОСТРАНЦА В КАЧЕСТВЕ РУКОВОДИТЕЛЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, В СОЗДАНИИ КОТОРОЙ ОН УЧАСТВОВАЛ (В КАЧЕСТВЕ СОБСТВЕННИКА ИМУЩЕСТВА, УЧРЕДИТЕЛЯ, УЧАСТНИКА).

 

Необходимо наличие следующих условий:

 

- профессиональные знания, умения и навыки, которые подтверждаются документами об образовании;

- стаж работы по профессии рабочего (должности служащего) не менее 2 лет;

- заработная плата согласно трудовому договору – не менее 5-кратного размера месячной минимальной заработной платы, установленной в Республике Беларусь.

 

Для оформления на работу такого иностранца не нужно будет получать заключение органа по труду и, соответственно, размещать сведения о наличии у нанимателя вакансий.

 

7. ВВЕДЕНЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СЛУЧАИ, КОГДА СПЕЦИАЛЬНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ АННУЛИРОВАНО (статья 32 Закона):

 

- выявление факта неосуществления иностранцем трудовой деятельности в течение 6 месяцев, в том числе по заявленному месту работы;

- не заключение трудового договора в течение 6 месяцев после получения специального разрешения;

- неуплата нанимателем обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь в период осуществления иностранцем трудовой деятельности в случаях, когда уплата таких взносов является обязательной;

- ликвидация юридического лица, снятия иностранной организации с учета в налоговых органах Республики Беларусь, прекращения или приостановления деятельности индивидуального предпринимателя либо смерти, объявления умершим, признания безвестно отсутствующим физического лица, являющихся нанимателями Республики Беларусь;

- получение иностранцем вида на жительство Республики Беларусь;

- истечение срока действия специального разрешения;

- утрата, хищение бланка специального разрешения (о данном факте наниматель обязан уведомить управление по гражданству и миграции);

- включение профессии рабочего (должности служащего), на которую был привлечен иностранец, трудовой договор с которым не прекращен, в перечень, утвержденный Министерством труда и социальной защиты (абзац 4 статьи 9 Закона).

 

8. УСТАНОВЛЕН ЗАПРЕТ НА ЗАКЛЮЧЕНИЕ С ИНОСТРАННЫМ РАБОТНИКОМ КОНТРАКТА.

 

Согласно статье 33 Закона с трудящимся-иммигрантом заключается срочный трудовой договор, срок которого не должен превышать срок действия специального разрешения.

 

9. ОПРЕДЕЛЕНЫ УСЛОВИЯ, КОТОРЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНЫ БЫТЬ УКАЗАНЫ В ТРУДОВОМ ДОГОВОРЕ С ИНОСТРАНЦЕМ.

 

Помимо сведений и условий, предусмотренных частью второй статьи 19 Трудового кодекса Республики Беларусь, должны быть указаны условия:

 

- переезда в Республику Беларусь, питания, проживания, медицинского обслуживания трудящегося-иммигранта,

- размер оплаты труда не ниже размера минимальной заработной платы, действующей в Республике Беларусь на дату заключения трудового договора.

 

10. ИСКЛЮЧЕНА ОБЯЗАННОСТЬ НАНИМАТЕЛЯ ПО РЕГИСТРАЦИИ ТРУДОВЫХ ДОГОВОРОВ С ИНОСТРАНЦАМИ.

 

При этом, с 1 июля 2023 года наниматели обязаны уведомлять управление по гражданству и миграции о заключении и прекращении трудового договора с иностранцем в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или прекращения трудового договора.

 

11. УСТАНОВЛЕНЫ СЛУЧАИ ОТКАЗА В ОДНОКРАТНОМ ПРОДЛЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОГО РАЗРЕШЕНИЯ:

 

- по основаниям, предусмотренным статьей 29 Закона, кроме получения отрицательного заключения органа по труду о возможности осуществления иностранцем трудовой деятельности;

- в случае неуплаты нанимателем Республики Беларусь обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь в период осуществления иностранцем трудовой деятельности.

 

12. ВВЕДЕНА ВОЗМОЖНОСТЬ ВОССТАНОВЛЕНИЯ СРОКА ДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО РАЗРЕШЕНИЯ НА РАБОТУ В СЛУЧАЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИНОСТРАНЦА НА РАБОТЕ ПОСЛЕ НЕЗАКОННОГО УВОЛЬНЕНИЯ.

 

ВНИМАНИЕ! СПЕЦИАЛЬНЫЕ РАЗРЕШЕНИЯ, ВЫДАННЫЕ ДО 01.07.2023:

 

- прекращают свое действие и должны быть возвращены нанимателем в управление по гражданству и миграции до 01.08.2023 – если действие Закона не будет распространяться на отношения с принятыми на работу иностранцами, в соответствии со статьей 2 Закона;

- сохраняют свое действие в течение срока, на который они были выданы – в иных случаях.

 

Заключенные до вступления в силу Закона трудовые договоры с иностранцами, работающими на основании специального разрешения, подлежат приведению в соответствие с требованиями статьи 33 Закона.

 

Юрий СТЕПАНЦЕВИЧ, начальник ОГиМ Щучинского РОВД.

 
Подписывайтесь на нас в Telegram и Viber!