Три килограмма бронзовой красоты! Посмотрели, как изготавливают статуэтку «Золотая Литера»

 

Бронза с победным отливом

Знали ли вы, что каждая статуэтка Национального конкурса «Золотая Литера» имеет свои особенности и изготавливается вручную?

Без преувеличения скажу: каждый журналист, трудящийся в печатных СМИ Беларуси, информационных агентствах и сетевых изданиях, мечтает получить эту бронзовую барышню. Это для нас своеобразный «Оскар» — признание на всю страну, что твой труд важен, нужен, а главное — профессионален! Не менее ценно, что каждую из статуэток кропотливо создают вручную — с 2006 года над этим работают столичные мастера компании ООО «Эксклюзивлит».

 

Первым делом формовка

Автор знаменитой статуэтки — белорусский скульптор Александр Финский. Его работы хорошо известны каждому белорусу: памятник Симеону Полоцкому в Полоцке, монумент в честь воинов-освободителей в Рогачеве, памятник Адаму Мицкевичу и знаменитый «Нулевой километр» в Минске, скульптурные композиции в мемориалах «Детям — жертвам Великой Отечественной войны» в городском поселке Красный Берег Жлобинского района и жертвам гитлеровского геноцида «Яма» в Минске.

 

Что касается «Золотой Литеры», Александр Михайлович каждый год дает право на тиражирование своей работы и высылает мастерам макеты статуэтки и ее основания, слепленные из глины. С этого и начинается кропотливый процесс работы над наградой, рассказывает формовщик Андрей Гога:

 

— С помощью присланных макетов мы создаем полые формы статуэтки и ее основания, но уже из резины, чтобы впоследствии залить туда воск. По мере остывания он затвердевает и принимает точную форму «Золотой Литеры» со всеми ее деталями. Эта модель «облепляется» специальным раствором холоднотвердеющей смеси, которая затвердевает вокруг воска.
 

 

А далее на смену воску в форму заливается раскаленный металл. Сплав, из которого состоит «Золотая Литера», включает в себя 85 процентов меди и по 5 — олова, цинка и свинца. 

 

Температура металла, кстати, достигает 1200 градусов! Поэтому форма из холоднотвердеющей смеси — отличный вариант: она сдерживает сплав в одном месте, позволяя ему принять форму статуэтки.

 

 

Визажист для металла

Остывшие металлические болванки отправляются в руки мастера художественной обработки цветных металлов Антона Давыдова. Он при помощи наждачки, болгарки и других инструментов из заготовки создает ту самую уникальную награду — своего рода визажист для бронзовой девушки. Все движения слаженны и точны — со статуэтками Антон работает четвертый год, изучил все тонкости и особенности.

 

— Сначала я прохожусь пескоструем и убираю всю копоть, которая осталась после отливки, — я называю ее черноземом, — комментирует рабочий процесс Антон. — Но даже после этого на «Золотых Литерах» остается металл, который застыл в литниках — каналах, через которые в форму из холоднотвердеющей смеси заливали сплав. Все лишнее и некрасивое обрезаю и тщательно шлифую. На этом этапе надо быть очень осторожным, чтобы не испортить художественные элементы статуэтки.

 

 

Следом идет долгий и монотонный процесс обработки «Золотых Литер» различными шлифовальными машинами с разными насадками. Только за то время, что мы были в мастерской, насчитали четыре вида наждачек, которыми Антон проходился по будущим наградам.

 

— После этого, как я говорю, начинается красота. Тонировка! Это тоже очень тонкая работа. Надо сделать так, чтобы блеск плавно распространялся от центра фигуры вниз и на плечи. Финальный штрих — обработка войлоком, чтобы изделие блестело, как золото, и покрытие лаком, — кратко описал свой многочасовой труд мастер.

 

 

Одинаковых нет

После всех работ средний вес одной статуэтки составляет 3,150 килограмма. Каждый год на церемонию награждения их отправляется 25 штук. Еще несколько изготавливаются про запас, на случай внезапного форс-мажора. Если ничего чрезвычайного не происходит, они хранятся на складе до следующего года. На все производство у мастеров в зависимости от их занятости уходит примерно полтора месяца: три недели на формовку и отливку и столько же на обработку.
 

 

На первый взгляд может показаться, что статуэтки одинаковые, но на самом деле ни одна из них не похожа на другую. Во-первых, та самая тонировка может немного отличаться. Во-вторых, расстояние между ступнями тоже хоть и немного, но разнится. Это может создать трудности во время закрепления фигуры на основании, поэтому каждой присваивается уникальный номер. Это придает награде еще большую ценность и подчеркивает уникальность труда каждого журналиста, который был отмечен на церемонии.

 

 

sb.by

 
Подписывайтесь на нас в Telegram и Viber!