Средства персональной мобильности – какие нас ждут нововведения, внесённые в Правила дорожного движения

  

«Будь в безопасности!» -- так называется республиканская профилактическая акция, направленная на предупреждение дорожно-транспортных происшествий с участием велосипедистов и пешеходов, передвигающихся на средствах персональной мобильности, которая пройдёт с 19 по 28 июля.

 

За шесть месяцев этого года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, в республике увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий с участием велосипедистов (с 98 до 107) и раненых в них людей (с 86 до 96). Только в июле зафиксировано четыре смертельных наезда на пешеходных переходах на пеших участников дорожного движения. Участились случаи травматизма людей, передвигающихся на средствах персональной мобильности.

 

Согласно нововведениям, внесённым в Правила дорожного движения (вступают в силу с 27 октября текущего года), для электросамокатов, гироскутеров, моноколес, сигвеев и прочих устройств введено обобщенное понятие «средство персональной мобильности» (СПМ), определен порядок их использования. Они приравниваются к пешеходам и не будут считаться транспортным средством. Тем не менее у средств персональной мобильности должны быть исправные тормоза и рулевое управление, а в темноте на человеке, который передвигается на СПМ, должен быть надет фликер, на СПМ -- включен фонарь. Использование шлема – только как рекомендация.

 

Итак, будут введены следующие правила:

 

-- средства персональной мобильности смогут ехать по велодорожке, а при ее отсутствии -- по тротуару, пешеходной дорожке либо обочине, не создавая препятствий для пешеходов, со скоростью не более 25 км/ч. Возрастное ограничение -- 14 лет, однако оно не будет действовать в жилых и пешеходных зонах;

 

-- для пешеходов и соответственно управляющих СПМ добавляется обязанность пройти медосвидетельствование по требованию сотрудников ГАИ. На СПМ запретят кататься пьяным, а также выпивать после остановки инспекторами до прохождения освидетельствования;

 

-- запретят возить пассажиров вне специально оборудованных мест. То есть, вдвоем на самокате теперь передвигаться будет запрещено;

 

-- к велосипедам приравняют и велосипеды с электродвигателем мощностью до 0,25 кВт и скоростью до 25 км/ч;

 

-- велосипедистам разрешат не спешиваться на переходах, но при условии: они должны пересекать проезжую часть со скоростью пешехода, убедившись, что выезд на проезжую часть безопасен. Соответственно, нужно будет заранее снизить скорость при подъезде к переходу. Водители авто должны уступить им дорогу на переходе.

 

-- также велосипедисты смогут ехать по проезжей части в зонах с ограничением максимальной скорости движения. В жилой и пешеходной зонах пешеходам и велосипедистам также разрешат двигаться по проезжей части, они будут иметь преимущество, однако не должны необоснованно препятствовать движению транспортных средств;

 

-- велоспортсменам разрешат тренироваться на дорогах -- но только в случае сопровождения автомобилем прикрытия с оранжевым маячком;

 

-- закрепляется обязанность велосипедистов передвигаться вне населенных пунктов в тёмное время суток в одежде повышенной видимости (т.е. со световозвращающими элементами либо жилете);

 

-- нельзя будет ездить на велосипедах, мотоциклах и СПМ, не держась обеими руками за руль (исключение -- подача сигнала о повороте) или не держа ноги на педалях (подножках);

 

-- снимается запрет на движение велосипедов в снегопад и гололед. Он останется актуальным только при движении по проезжей части и обочине;

 

-- возить на велосипеде пассажиров-детей до 7 лет можно будет только в том случае, если специальное сиденье фиксирует (предохраняет) ноги ребенка и если на ребёнке надет шлем;

 

-- исключается обязательная установка зеркала заднего вида на велосипед;

 

-- запрещается перевозка заведомо нетрезвых пассажиров на мотоцикле (кроме бокового прицепа) и мопеде. По требованию сотрудников ГАИ они будут обязаны пройти освидетельствование.

 

Нововведения коснутся и водителей транспортных средств в части проезда пешеходных переходов:

 

-- еще больше закрепится формула «пешеход всегда прав». В действующих Правилах пешеход обязан пересекать дорогу по наземному пешеходному переходу, убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен. В будущей редакции условия «убедиться в безопасности» нет, если речь об оборудованном пешеходном переходе. Оно осталось только для перехода по линии тротуаров (когда нет пешеходного перехода);

 

-- водитель будет обязан предоставить преимущество пешеходам, не закончившим переход, и уступить дорогу велосипедистам, завершающим пересечение (сейчас требование касается только пешеходов);

 

-- преимущество пешеходам будет считаться предоставленным, если расстояние между транспортным средством и приближающимся человеком составило не менее двух полос (при их наличии).

 

Руслан МАРКЕВИЧ, старший госавтоинспектор отдела ГАИ, майор милиции.

 
Подписывайтесь на нас в Telegram и Viber!