Сколько стоит подготовка к централизованному тестированию
В 2023-м году пройдет национальный государственный экзамен.
Частным образом
Сегодня частные уроки могут давать школьные учителя, преподаватели средних и высших учебных заведений и даже студенты — требований к образованию нет. На специализированном сайте «Ваш репетитор» только в Минске зарегистрировано 3,5 тысячи преподавателей. Весной прошлого года их было на полторы тысячи меньше. Спрос растет. Наиболее востребованы репетиторы по английскому языку — 1284 человека, вторую позицию занимают математики (591) и бронза у преподавателей русского языка (177).
Помощь абитуриентам готовы предложить преподаватели вузов, авторы пособий. Их услуги самые дорогие — 40 рублей за полтора часа. Действующих школьных учителей среди репетиторов немного. Предлагают свои услуги в том числе и студенты. К примеру, пятикурсница факультета социокультурных коммуникаций БГУ преподает английский. Девушка жила около 5 месяцев в США, работала в детском саду и детском лагере, за час берет 15 рублей. И это минимальная цена на сайте.
Выпускник МГЭИ имени А. Д. Сахарова БГУ Алексей Мендель в студенческие годы тоже подрабатывал репетитором. Помогал абитуриентам подготовиться к ЦТ по биологии. Много ребят одновременно не брал, максимум два человека. Да и цену высокую не ставил — ставка была 8 рублей:
— Занятие длилось полтора часа. И за годы преподавания я не повышал стоимость. Ребята шли ко мне в основном по рекомендации тех, с кем я занимался. То есть работало сарафанное радио. Одна из моих учениц набрала на тестировании 89 баллов, остальные — от 70. Я считаю, лучше найти себе толкового педагога за небольшую сумму, чем потратить бешеные деньги на вузовского преподавателя. Абитуриенты лучше вникают в образовательный процесс со студентами. Да и между мной и учеником нет сильной преграды возраста и авторитета — мы практически из одного поколения.
По словам преподавателя курса Федора Адерейко, надеяться на то, что за 4,5 часа удастся наверстать весь предметный курс, не стоит. Но если нужно прояснить некоторые вопросы, экспресс-уроки вполне подходят, особенно за пару дней до ЦТ:
— Что такое однодневный курс? Это разбор примерного варианта теста с анализом заданий, отсылками к темам, объяснением способов решения конкретных заданий. Я готовлю каждого выжать максимум из себя в день ЦТ.
Вузы подставят плечо
В минском медуниверситете подготовка абитуриентов проводится на дневном отделении, вечерних, дистанционных и заочных курсах. Длятся они 8—9 месяцев. Готовят будущих студентов к сдаче профильных предметов: химии, биологии и языков. Что касается стоимости, заочные и дистанционные курсы обойдутся в 350 рублей, вечерние — в 550, а дневное отделение — в 2500 рублей.
В брестском политехе вечерние курсы по рисунку стоят 370 рублей, по композиции — 600. За обучение в малых группах по дисциплинам (математика, физика, русский/белорусский язык, иностранный язык, живопись, черчение) придется заплатить 400 рублей. В Гомельском техническом университете имени П. О. Сухого тоже есть довузовская подготовка как для сдающих ЦТ, так и для поступающих на сокращенную заочную форму обучения. Стоимость зависит от количества человек в группе. Если 5—7, в месяц выйдет 56 рублей (курс длится от 4 до 8 месяцев). Если же группа состоит из 8—12 человек, месяц обучения будет стоить 47 рублей для каждого.
Как выбрать репетитора
Хороший результат на ЦТ — залог продуктивной работы и педагога, и ученика. Когда ребенок не понимает, зачем ему ходить к репетитору, сидеть над книжками по этому предмету, он не видит смысла в высшем образовании и в будущем хочет уйти в бьюти-сферу — толку не будет, говорит опытный репетитор, преподаватель русского языка и литературы, специалист по деловой коммуникации Софья Луцевич:
— Самый безнадежный ученик — незамотивированный. Если он идет в вуз ради мамы, то и заниматься будет слабо. На мой взгляд, неправильно продолжать заниматься с ребенком и брать за это деньги, если ты первоначально видишь, что из этого ничего не выйдет. А вот если у парня или девушки есть желание и настрой на серьезную работу, то вытянуть можно с самых низов.
Что касается выбора репетитора, Софья Луцевич советует обращать внимание на опыт педагога в этой сфере. Причем опыт — это далеко не количество лет, проведенных в профессии, а количество учеников, которым репетитор реально помог:
— Второй совет — изучайте отзывы. Но следите, чтобы это были отзывы от реальных людей, а не фейки. Третий — правильно интерпретируйте результаты учеников. Есть репетиторы, которые очень гордятся тем, что в каком-то году их подопечный набрал 100 баллов. Но если такой ребенок был один, возможно, дело не в профессионализме учителя, а в том, что первоначально уровень знаний ученика был очень высокий. Повысить баллы с 85 до 100 не так сложно. А вот вытянуть с 30—40 баллов на первом репетиционном тестировании до 85 и выше на ЦТ — это под силу действительно профессионалу. И еще один совет: обязательно уточните, как преподаватель контролирует выполнение заданий и адаптирует программу обучения под изменения в заданиях ЦТ, которые происходят каждый год.
По словам Софьи Луцевич, вполне реально подготовиться к тестированию самостоятельно. Информации вполне достаточно. Но как правило, проблема возникает в систематизации этой информации, и ребятам не хватает самоорганизации. То есть нужен тот, кто будет их подталкивать и заставлять упорно работать и готовиться к экзамену.
Лилия Кирьяк, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по образованию, культуре и науке:
— Иногда молодые люди слишком поздно делают свой профессиональный выбор. И чтобы нагнать предмет, ранее не рассматриваемый для сдачи ЦТ, нанимают учителя в частном порядке. При этом, замечу, своевременно не были использованы все возможности, которые предлагает школа. Родители, нанимая репетитора, пытаются переложить свою ответственность на него. В то же время практика показывает: ученик с высокой мотивацией и трудолюбием получает блестящие результаты сдачи ЦТ без репетиторов. И это подтверждает тенденция последних лет.
Большинство преподавателей заинтересованы в успехе своего ученика. И порой не меньше, чем родители. Это и показатель профессиональной состоятельности учителя, и вопрос его самоуважения. Результаты учеников формируют имидж и авторитет педагога. Высокие оценки — общая победа. И хотя на своеобразном пьедестале стоит ученик, за его плечами всегда фигура преподавателя.