Тестовая площадка
Для контроля за транспортным потоком в Минске активно внедряются технологии на основе искусственного интеллекта. Мониторинг осуществляет специализированная система с использованием нейросетей. Она собирает информацию с помощью камер видеонаблюдения. Сейчас система учится выявлять проезд на красный свет. Мера необходимая: в этом году в Минске случилось полтора десятка ДТП именно из‑за проезда на запрещающий сигнал светофора. В этих авариях пострадали 16 человек.
Протестировать систему решили на перекрестке улиц М. Богдановича и Широкой. Сейчас специалисты Республиканской системы мониторинга общественной безопасности совместно с ГАИ прорабатывают все нюансы. В перспективе контроль на этом участке будет осуществляться полностью в автоматическом режиме, анонсировал заместитель начальника ГАИ ГУВД Мингорисполкома Денис Ливанович. И объяснил, как это будет работать:
— Программа сама отслеживает, какой сигнал светофора горит в момент въезда транспорта на перекресток и при пересечении им стоп‑линии. После обработки собранных сведений автоматически выдается запечатленное нарушение в виде нескольких скриншотов и видеозаписи момента с различных ракурсов.
Денис Ливанович
Сколько камер нужно установить, чтобы умная система могла полноценно функционировать? Многое зависит от самого перекрестка, поэтому для каждого разрабатывается индивидуальная схема. Денис Ливанович уточнил, что количество камер зависит также от количества правонарушений, которые ГАИ планирует выявлять в автоматическом режиме:
— Если хотим контролировать выезд на полосу общественного транспорта или отсутствие договора на обязательное страхование, то камер нужно немного. А вот если стоит задача выявлять сложные нарушения, такие как проезд на красный, то камеры нужно ставить не только непосредственно на перекрестке, но и на подъезде к нему, и на удалении.
С декабря «письма счастья» полетят автоматом
Заглядываем в монитор оператора и убеждаемся, что качество записи с дорожных камер позволяет без труда прочесть номера машины в потоке. И это неудивительно: оборудование для умной системы закупается с определенными характеристиками по разрешению и углу обзора.
Камеры лишь фиксируют нарушения, а выявляет их искусственный интеллект. Пока он обрабатывает данные под присмотром человека, который указывает ему на допущенные ошибки. Сейчас точность программы в части фиксации проезда на красный доведена до практически безошибочной.
— Определено около 10 зон в Минске, где будем в автоматическом режиме выявлять тех, кто не соблюдает правила остановки и стоянки. Они расположены в районе крупных пересадочных узлов, спортивных комплексов и объектов республиканского значения.
Вскоре система начнет регистрировать нарушение правил пересечения железнодорожных переездов в Минской области. Поскольку она уже умеет распознавать номера авто и определять его местоположение при проезде на красный, сложностей на ж/д переездах не возникнет, ведь алгоритм тот же.
В перспективе с помощью искусственного интеллекта планируется выявлять нарушителей, которые движутся по запрещенным для них зонам. Речь идет о мотоциклистах, которым нельзя гонять в ночное время по проспекту Независимости и улице Ленина, а также о грузовом транспорте, которому запрещено двигаться по центральным проспектам Минска. Кстати, ИИ‑система уже научилась распознавать лица, чтобы автоматически распознавать не только регистрационные знаки, но и водителей, лишенных прав за пьяное вождение. Если машина бесправника попадает в объектив, система выдает оповещение.
Решение проблемы пробок на МКАД
Концепцию умной дороги реализуют и на МКАД. Сегодня это самая загруженная магистраль страны. По ней проезжает около 100 тысяч транспортных средств в сутки. Это выше ее пропускной способности. Наиболее проблемный участок дороги — ее южная часть от проспекта Дзержинского до Партизанского. Здесь в основном отсутствуют полосы разгона и торможения, поэтому даже мелкое ДТП в час пик может серьезно затруднить движение.
По словам Дениса Ливановича, для реализации системы на МКАД установят множество радиолокационных детекторов. Они будут считывать складывающуюся дорожную обстановку, а алгоритмы ИИ прогнозировать ее развитие. Программное обеспечение интегрируют в существующую автоматизированную систему управления дорожным движением Минска.
Основная задача этой программы — обнаруживать инциденты на МКАД, в том числе пробки, чтобы оперативно информировать водителей и перераспределять транспортные потоки.
sb.by