Система образования Гродненщины признана лучшей в стране
Главное управление образования облисполкома признано лучшим в республике среди структурных подразделений областных и Минского городского исполнительных комитетов, реализующих государственно-властные полномочия в сфере образования.
Грамоту и переходящий знак вручили начальнику главного управления образования облисполкома Руслану Абрамчику, однако руководитель особенно подчеркивает: такая высокая оценка – итог коллективной работы всей системы образования Гродненщины. Что важно – на протяжении многих лет. Это подтверждает и тот факт, что система образования региона уже признавалась лучшей в республике в 2016 и 2018 годах.
– При оценке нашей деятельности учитывалось много различных факторов. Это большая планомерная, многолетняя работа. Оценивается не отдельный показатель, а работа сферы целиком, и здесь достичь хорошего результата за один год невозможно, – отметил Руслан Абрамчик. – Мы развиваемся, но и другие области не стоят на месте. Поэтому особенно приятно, что сегодня успешно конкурируем с другими регионами, городом Минском и становимся лучшими.
В области обеспечена реализация целевых показателей и выполнение мероприятий государственной программы «Образование и молодежная политика на 2021–2025 годы».
В числе значимых показателей – обеспеченность учреждений образования кадрами, в том числе имеющими профильное образование, средняя заработная плата сотрудников.
На высоте в регионе и такой показатель, как закрепляемость молодых специалистов – более 74 процентов, а в отдельных районах, например, Ошмянском, практически все молодые педагоги после обязательной отработки остаются в системе образования.
Что касается дошкольного образования, в области с 2020 по 2023 годы создано более 4 тысяч дополнительных мест в детских садах. Продолжается строительство двух новых детских садов в Гродно и Ошмянах.
Оценивая работу отрасли, невозможно не сказать об успехах учащихся, ведь именно всестороннее развитие, образование и воспитание подрастающего поколения и есть главная задача каждого педагога и сферы в целом. Успехи учеников – особая гордость Гродненщины. На протяжении ряда лет остаются высокими результаты итоговой аттестации учащихся. Область входит в тройку лучших в республике по результатам ЦТ. Так, в 2023 году получено более 240 стобалльных результатов по итогам централизованного экзамена и централизованного тестирования. Четверо учащихся набрали максимальные 300 тестовых баллов на ЦЭ и ЦТ. За три последних года завоевано 17 медалей на международных олимпиадах.
– При оценке работы учитывалась и результативность участия школьников в республиканской олимпиаде по учебным предметам. Здесь мы видим положительную динамику по сравнению с предыдущими годами. Выросло не только общее количество участников, но и доля победителей. В минувшем учебном году в заключительном этапе олимпиады принимали участие 203 представителя области, победителями стали 82 учащихся, – рассказал Руслан Абрамчик.
В регионе высокий процент ребят, которые после окончания средней школы получают профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование в учреждениях образования нашей страны, – более 86 процентов.
В минувшем году акцент сделали на совершенствовании системы профильного обучения, расширении сети классов педагогической, аграрной, спортивно-педагогической, военно-патриотической направленности. Были открыты профильные инженерные классы. Второй год в СШ №11 г. Лиды функционируют классы железнодорожной направленности.
Что касается системы профессионального образования, она четко реагирует на изменения в экономике и рынке труда. К примеру, с учетом потребностей региона с 2020 по 2023 годы была открыта либо возобновлена подготовка более чем по 10 специальностям и квалификациям. Итог тесной связи образования и реального сектора экономики – 100 процентов выпускников, подлежащих распределению, получают свидетельства о направлении на первое рабочее место. Этому также способствует и работа по увеличению количества обучающихся на условиях целевой подготовки. Только в минувшем году более 900 выпускников получили направления на обучение на уровне среднего специального образования.
В учреждения среднего специального и высшего образования на педагогические специальности целевые направления были выданы 209 выпускникам, 58 – на специальности аграрного профиля.
100-процентным является охват коррекционно-педагогической и ранней комплексной помощью, специальным образованием лиц с особенностями психофизического развития. Предприняты меры по созданию условий для обучения детей с аутизмом, в том числе введение штатных единиц воспитателя для персонального сопровождения таких ребят.
Огромная работа проводится с детьми, оставшимися без попечения родителей. Практически 83 процента таких ребят находят новую семью, приемную или опекунскую.
Ознаменовались последние годы и масштабными стройками. С 2020-го за счет средств инвестпрограммы области построены пять детских садов и одна школа, масштабную реконструкцию претерпели еще шесть учреждений образования.
Стоит отметить, что эти достижения и успешные показатели – лишь малая часть того, чем по праву гордится система образования области. И, уверены, малая часть будущих свершений и побед.