Сила родной земли, любовь к морю, частичка сердца, отданная ледоколам… Чем живёт и о чём мечтает наш земляк – боцман «Атомфлота», «Человек года «Росатома» – Антон Скорб

Наш земляк Антон Скорб, боцман серийного универсального атомного ледокола «Якутия», заслуженный работник транспорта Российской Федерации стал «Человеком года "Росатома" по итогам 2024 года в номинации «Наставник».
Сила родной земли
Ждать встречи с Антоном Францевичем пришлось довольно долго. Если обычно он уходит в море на атомном ледоколе на четыре-пять месяцев, то на этот раз он смог приехать в свой родительский дом в Новом Дворе только спустя девять: пять месяцев провёл на Балтийском заводе в Петербурге, где строится очередной ледокол, а четыре – в море.
– Здесь я могу отвлечься от работы, отдохнуть душой, побыть наедине с собой, дать волю воспоминаниям, – говорит Антон Францевич. – Кажется, что на моей родине даже трава зеленее. Да и за домом и территорией нужно ухаживать. Я ведь маме обещал, что никогда его не оставлю. Поэтому два раза в год обязательно сюда приезжаю, а квартира у меня в Гродно. Иногда здесь бывает и старший сын.
«Я влюблён в север и в море»
В Новом Дворе Антон Францевич родился, вырос и окончил школу. Получив аттестат, решил вместе с другом поступать в мореходное училище в г. Лиепая в Латвии.
– Почему такой выбор? Трудно сказать, – рассуждает мой собеседник. – Я был младшим в многодетной семье, у меня был старший брат и четыре сестры. Брата, к сожалению, уже нет, а с сёстрами мы поддерживаем тёплые отношения. Мы рано остались без отца, и мама растила нас, как могла. Я очень много помогал по дому и по хозяйству. Работать был приучен с малых лет, даже зарабатывал небольшие деньги, помогая на местной ферме. В школе довольно успешно занимался десятиборьем, участвовал в соревнованиях разного уровня. Сначала хотел быть шахтёром, чтобы получать хорошую зарплату и помогать матери. Но всё-таки решил поступать в мореходку. Поехали с одноклассником попытать счастья, и оба поступили. После окончания училища надо было отработать три года по распределению. Меня, юного матроса, направили в Мурманск. Север встретил сурово: было очень непривычно, что уже в октябре снега по колено и мороз под 20 градусов. Желание было только одно: «Отработаю и сразу уеду». Я не думал, что задержусь там. Но всё обернулось совсем иначе. Отработав три года, я перешёл в Мурманское морское пароходство и вот уже 45 лет предан этому предприятию и просто влюблён в море. Покорила меня и особая холодная красота севера.
На просторах Арктики
Сейчас Антон Францевич работает на атомном ледоколе «Якутия» – практически самом мощном ледоколе в мире. «Якутия» – четвертый ледокол в проекте 22220. Его дом – Арктика и Северный путь.

– Наша задача – проводка транспортных пароходов, – рассказывает Антон Францевич. – Атомный ледокол идёт впереди и ломает лёд, прокладывая канал, а сзади идут, как правило, один-два парохода: танкеры или сухогрузы. Море бывает непредсказуемым. Самое сложное – проходить торосы – нагромождение обломков льда до 20 метров в высоту, которые образуются в результате сжатия ледяного покрова, сверху их высота 5-7 метров, остальное -- под водой. Сзади у ледокола установлено буксирное устройство, с помощью которого мы можем притянуть к себе пароход, который идёт за нами, и вывести его в безопасное место. Зимой толщина льда на ровных сплошных полях доходит до 2-3 метров, а летом в акватории, где мы работаем, льда практически нету, только отдельные участки. Работаем и день, и ночь, без выходных и праздников. Атомоходы очень востребованы. Наш маршрут – линия Дудинка-Сабетта, сопровождаем газовозы и танкеры с нефтью. Зимой особенно напряжённый период. А с мая открывается восточно-сибирское направление на Владивосток, в Китай.
Я, как боцман, отвечаю за хозяйственную часть, за аварийную и спасательную. В моём распоряжении 13 матросов, между которыми распределяются все палубные обязанности. Обычно уходим в море на четыре, может быть пять, месяцев, а затем столько же отдыхаем. Меняется вся команда.
Вдохнуть жизнь в ледокол
Антон Францевич – живая энциклопедия "Атомфлота". Об атомных ледоколах он знает всё. На его счету шесть принятых новых атомных ледоколов. Он единственный из специалистов «Атомфлота», кто принял такое количество ледоколов на Балтийском заводе. На пяти из ледоколов ему была оказана особая честь – он поднимал государственный флаг.

– Где-то за полгода до приёмки судна или чуть больше будущий капитан судна, главный механик, я и другие специалисты приезжаем на завод, наблюдаем за строительством, подсказываем какие-то моменты, чтобы были учтены все нюансы, – говорит Антон Францевич. – Для этого надо быть настоящим профессионалом в своём деле. В своё время я участвовал в приёмке старой серии российских атомных ледоколов: принимал «Россию» в 1987 году, затем через четыре года «Советский Союз», на котором отслужил 23 года, 10 лет работал на «Ямале».
И вот, как будто новое дыхание: атомные ледоколы проекта 22220. Началась новая история российского атомного флота. Мне очень нравится эта новая серия, я принимал участие в приёмке всех четырёх атомных ледоколов: «Арктики», «Сибири», «Урала» и «Якутии». В следующем году планируется приёмка очередного атомного ледокола "Чукотка", который строится в Санкт-Петербурге. Но мне очень хотелось бы стать причастным и к рождению головного лидера новой серии ледоколов, который заложили во Владивостоке. Скорее всего это будет "Россия". В каждый из этих ледоколов вложен не только мой труд, но и частичка моего сердца.
Команда ледокола спасла лосиху
За эти годы многое пришлось повидать Антону Францевичу, с разными ситуациями сталкивались в море.
– Ещё в начале моей карьеры приходилось видеть, как лёд раздавил пароход, – вспоминает мой собеседник. – Случается, пароходы тонут, мы спешим к ним на помощь. Много всего было. Когда работал на «Советском Союзе», а потом на «Ямале» в советский период участвовали в круизах на Северный полюс: доставляли туда туристов. Путёвка стоила 30 тысяч долларов. В основном в такие круизы, которые длились две недели и проходили только раз в году с июля по сентябрь, отправлялись американцы, японцы, немцы. С той же миссией ходил и на Южный полюс в Антарктиду, только на дизельном ледоколе.

А вот буквально недавно произошла история на реке Енисей. На Турушинском перекате судоводители заметили на бровке канала зажатую льдами лосиху. Когда стало понятно, что животное может погибнуть, огромный атомный ледокол остановился. Нас троих отправили на помощь лосихе. Мы её откопали из снега, а затем кран бережно поднял измученное животное. С трудом она пошла в сторону берега, но обернулась, наверное, чтобы нас отблагодарить.
Наставник
Церемония награждения победителей и финалистов отраслевой программы признания «Человек года Росатома» по итогам 2024 года состоялась в Екатеринбурге. Антон Скорб, боцман «Атомфлота», не случайно стал победителем в номинации «Наставник». Он готовил матросов для четырех первых экипажей универсальных атомных ледоколов проекта 22220. За время работы принял участие в подготовке 51 практиканта.

– Без преувеличения могу сказать, что через мои руки прошло человек 600-700 молодых специалистов, – говорит Антон Францевич. – Это матросы, судоводители, штурманы из питерской мореходки. Они приходят стажёрами, а потом уже входят в должность. Стараюсь учить своим примером, передаю весь свой накопленный опыт. Мы ведь на судне живём одной семьёй. Ты видишь человека 24 часа в сутки и уже в первый месяц можешь понять, получится из него специалист или это случайный человек в профессии. Моя профессия – это очень тяжёлый труд, это долгая разлука с семьёй. Когда-то из нашей деревни по моему примеру в мореходку поступили ещё человек пять. Но в профессии своей остался только я. Все остальные ушли после отработки.
По стопам отца пошёл и старший сын Антона Францевича Даниил. Он работает электромехаником в Мурманске, в «Атомфлоте». А младшему Александру пока ещё 12 лет.
Антон Францевич не только учит молодёжь, но и выступает в роли эксперта в конкурсе мастерства морских профессий, в котором, кстати, в числе победителей были и его воспитанники. А буквально на днях он принял участие в грандиозном мероприятии, посвящённом 80-летию российской атомной промышленности, которое прошло в Нижнем Новгороде.


– Для меня очень важно и волнительно, что мой труд оценили на предприятии, которому я посвятил более сорока лет своей жизни, – говорит Антон Францевич. – Эта награда за тот долгий трудовой путь, который я успешно прошёл. Это и глубокое душевное удовлетворение. Диплом, статуэтка, именные часы от генерального директора Государственной корпорации «Росатом» Алексея Лихачёва, который и вручил мне награду, займут самое почётное место среди моих дорогих сердцу наград, фотоснимков в моём родном доме. А ещё в дополнение к подаркам меня ждёт поездка в одно из трёх мест, которые я выбрал: Алтай, Владивосток или Калининград.
Мечта – посадить сад
– Каждый раз, когда приезжаю на свою малую родину, сердце сжимается от обиды за родную деревню, – делится своими мыслями Антон Францевич. – Деревня вымирает. Помню, как в детстве бурлила жизнь, в каждой семье росли по четверо-пятеро детей… А теперь что? Всё приходит в запустение. Если рассуждать о том, как сложилась моя жизнь, могу уверенно сказать, что у меня есть всё, что нужно человеку для счастья. А ещё у меня есть мечта – посадить яблоневый сад. Очень люблю яблоки. Поэтому, когда я выйду на заслуженный отдых, обязательно попробую осуществить свою мечту в своей родной деревне. Ведь где бы ты ни был, каким бы делом не занимался, абсолютно счастливым человеком ты можешь чувствовать себя только на своей родине. Для меня это деревенька Новый Двор…

Анна РУДСКАЯ.
Фото автора и из личного архива Антона Скорба.
