Секреты детства в Монтессори-школе
Как в самом раннем возрасте рассмотреть склонности ребёнка? Как создать оптимальные условия для его саморазвития? Ответы на эти вопросы постоянно ищут педагоги дошкольного образования.
За бесценным опытом воспитания и развития детей, а также за новыми знаниями и методиками к своим зарубежным коллегам отправилась заместитель заведующего по основной деятельности учреждения образования “Ясли-сад № 4 г.Щучина” Елена Ивановна Федюк.
– Увидев программу профессиональной мобильности “Методики раннего развития детей: история и современность”, представленную Центром международных связей Министерства образования Республики Беларусь, решение стать ее участником пришло мгновенно, – рассказывает Елена Ивановна.
В программе профессиональной мобильности приняли участие в основном руководители государственных и частных детских садов из Минска, Полоцка, Новогрудка и Могилева. Многие из них долгое время в своей практике используют методику Монтессори, к которой пришли через образование собственных детей. Суть метода заключается в уникальной системе самовоспитания и саморазвития ребенка. Все довольно просто и жизненно: взрослые устанавливают порядок, а ребенок развивается в рамках этого порядка, но только в своем собственном ритме и темпе, согласно своим индивидуальным потребностям.
Образовательные визиты по городам Европы показали, что на сегодняшний день система Марии Монтессори за границей – одна из самых востребованных методик развития ребенка. И хотя этот метод был создан более 100 лет назад, он в полной мере соответствует современным стандартам дошкольного образования.
– Ознакомление с деятельностью центров дошкольного развития показало насыщенность их Монтессори-материалами, – продолжает Елена Ивановна. Мы познакомились с огромным количеством материалов для тренировки мелкой моторики и овладения навыками самообслуживания, с пособиями для развития аналитических способностей и координации движений, с предметами, помогающими знакомиться с основами счета, и многим другим. Игры и пособия Монтессори, как правило, изготовлены из натуральных материалов, предпочтение отдается дереву.
Еще одним немаловажным и очень интересным моментом стало ознакомление с развивающей Монтессори-средой. Помещение, где занимаются дети, разделено на пять зон. Уголок жизненной практики, где ребенок получает первые навыки самообслуживания (мытье рук и посуды, стирка, чистка предметов, застегивание пуговиц и т.д.), уголок сенсорного развития, который оборудован материалами, способствующими развитию всех органов чувств, математический уголок с пособиями для счета, языковой — для чтения и письма. В космическом уголке малыш изучает окружающий мир, получает первые сведения по физике, химии, биологии и географии. Ребенок сам решает, в какой зоне заниматься.
По словам Елены Ивановны Федюк, на протяжении всего ознакомления с курсом не раз обращали внимание на то, что одним из самых ключевых моментов методики является подготовленный педагог. Поэтому в программе профессиональной мобильности этому отведено особое место. Ведь всем должно быть понятно: какой бы замечательной ни была методика, главное – научиться грамотно её применять на практике.
– Неделя путешествий по учреждениям образования Варшавы, Дрездена и Праги не только познакомила меня с опытом применения практики прогрессивных международных методик, но и оставила незабываемые впечатления, стала копилкой для новых планов, подарила встречи с интересными людьми. Я вдохновилась новыми идеями и очень надеюсь, что они придутся по душе нашим воспитанникам.
Все участники поездки получили не только знания, но и дипломы о повышении квалификации международного образца.
Татьяна ГЕРАСИМЧИК.
Фото из архива Е.И. ФЕДЮК.