Самые яркие новации Кодекса об образовании образца 2022 года

 

Новая редакция Кодекса об образовании увидела свет спустя десять с небольшим лет после появления ныне действующей версии документа. С тех пор немало воды утекло — много изменений произошло как непосредственно в сфере образования, так и в повседневной жизни белорусов, в законодательстве…

Как следствие, в обновленный документ внесена масса поправок и новаций. Еще есть время привыкнуть к предстоящим изменениям — до очередного учебного года, который педагоги, учащиеся и родители начнут с новым кодексом, еще больше полугода. Представляем самые яркие новации в сфере образования.

 

Общие понятия и принципы

♦ В документе отражены два новых принципа, заложенных в основу государственной политики в области образования, — инклюзия в образовании и обязательность общего среднего образования.

♦ Сокращены и оптимизированы существующие виды учреждений образования. Например, в дошкольном секторе вместо нынешних шести остаются три вида: детский сад, санаторный детский сад и дошкольный центр развития ребенка. Исчезнут профтехучилища, а профессиональные лицеи и профессионально-технические колледжи изменят тип и вид и станут колледжами. Из вузов останутся институт, академия (консерватория) и университет.

♦ Предусмотрено прекращение образовательных отношений с обучающимися, привлеченными к административной ответственности за однократное совершение грубого административного правонарушения или к уголовной ответственности.

♦ Педагогическую деятельность не смогут осуществлять лица, имеющие медицинские противопоказания. В связи с этим предусмотрены обязательные медосмотры.

♦ Введено новое понятие — «конфликт интересов педагогического работника». Это ситуация, когда у педагога возникает заинтересованность в получении какой-либо выгоды, противоречащая интересам обучающихся или их родителей.

♦ К обязанностям родителей отнесено обеспечение выполнения их детьми требований учредительных документов и правил внутреннего распорядка для обучающихся.

♦ Родители получили право на получение информации о ходе и содержании образовательного процесса, о методах обучения и воспитания, результатах учебы детей в порядке, определяемом руководителем учреждения образования с участием органа самоуправления.

♦ Местным исполнительным и распорядительным органам и иным учредителям переданы полномочия по установлению или изменению норм наполняемости групп и классов.

♦ Коммерческие организации, осуществляющие образовательную деятельность, смогут получить статус бизнес-школы.

♦ Расширяются возможности целевой подготовки: своих будущих работников направить на обучение могут организации, которые находятся в крупных населенных пунктах.

♦ Появился новый вид дополнительного образования — одаренных детей и молодежи на базе Национального детского технопарка.
 

 

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

297 статей содержит обновленный Кодекс об образовании.

17 новых статей включено в кодекс.

12 месяцев вместо 9 будет продолжаться учебный год.

Более 200 изменений и правок внесено в прежнюю версию документа.

Дошкольное образование

♦ В обновленном кодексе впервые заложена возможность реализации программы дополнительного образования детей и молодежи. Это позволит в учреждениях дошкольного типа проводить кружковую и иные формы работы для развития способностей воспитанников.

♦ Появилась возможность получать дошкольное образование на дому тем детям, которые по медицинским показаниям не могут посещать сады.

Общее среднее образование

♦ Общее среднее образование стало обязательным (сейчас обязательным является базовое). Как и ранее, желающие смогут «добирать» необходимый минимум знаний как в школах, так и в профессионально-технических и средних специальных учреждениях.

♦ Предусмотрена возможность проведения факультативных занятий в шестой школьный день с учащимися 5—9-х классов, а не только с 9—11-классниками, как сейчас.

♦ Руководитель учреждения образования может принять ребенка в первый класс на основании заявления одного из его законных представителей и решения педагогического совета, если будущему ученику исполнится 6 лет до конца календарного года.

♦ Вводится конкурсный отбор в 10-е классы гимназий. Он будет осуществляться по среднему баллу свидетельства об общем базовом образовании и отметок предметов, которые учащиеся будут изучать на повышенном уровне.

♦ В кодексе закреплено, что итоговые испытания по отдельным учебным предметам в ходе итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования могут проводиться в виде централизованного экзамена. В Минобразования поясняют: тесты для проведения такого экзамена, как и тесты для ЦТ, будут разработаны с учетом изучения предметов на базовом уровне.

Среднее специальное и профтехобразование

♦ Срок получения профессионально-технического образования на основе общего среднего образования в дневной форме составит 6—12 месяцев вместо нынешних 1—2 лет. По мнению разработчиков кодекса, ряд профессий можно освоить менее чем за год.

♦ В кодексе появилась норма, связанная с реализацией образовательных программ в сетевой форме. Речь о ресурсных центрах — «центрах компетенций», на базе которых учащиеся учебных заведений по схожим специальностям смогут получить навыки эксплуатации современного оборудования, а также освоить новейшие технологии. Сетевая форма подразумевает тесное взаимодействие и обмен опытом между различными учебными заведениями.

Высшее образование

♦ В вузах можно будет получить общее высшее образование (4—4,5 года, бакалавриат), углубленное высшее образование (1—2 года, магистратура), а по наиболее сложным специальностям — 5—6-летнее непрерывное высшее образование.

♦ В вузах появится самостоятельная форма получения образования — дистанционная.

♦ Со студентов, игнорирующих учебные занятия, за проведение повторных занятий вне группы и за ликвидацию академической задолженности может взиматься плата.

Социальные гарантии

♦ Для детей-сирот и лиц с особенностями психофизического развития, получивших профессиональное образование, вводится трудоустройство в счет брони: выпускникам вместе с документом об образовании будет выдаваться свидетельство о направлении на работу на забронированные рабочие места, определяемые нанимателям местными исполнительными и распорядительными органами для поддержки выпускников.

♦ Выпускники, обучавшиеся на платной основе и обратившиеся за направлением на работу, будут получать статус молодого специалиста.

 

СБ

 
Подписывайтесь на нас в Telegram и Viber!