С 19 по 24 ноября Госавтоинспекция проводила информационную кампанию “Время стать заметным!”. Кто прошёл тест на человечность?

Именно осенью увеличивается количество автоаварий, под колёса транспортных средств попадают люди. Что происходит с пешеходом или велосипедистом, когда он оказывается в непростой дорожной ситуации? Всегда ли ему готовы оказать помощь участники дорожного движения? Чтобы получить ответ на этот вопрос, мы вместе с сотрудниками отдела ГАИ Щучинского РОВД решили провести дорожный эксперимент. 

 

В районе шести вечера вместе со старшим инспектором ДПС Андреем Александровичем Антоновичем и инспекторами ДПС Павлом Владимировичем Старчуком и Русланом Витальевичем Борисевичем отправились на станцию Рожанка, прихватив с собой … манекен, который должен был исполнять роль велосипедиста, и велосипед. Нашего мнимого участника дорожного движения вместе с его транспортным средством инспекторы ГАИ уложили на обочине неподалёку от железнодорожного переезда, где в вечернее время достаточно интенсивное движение. “Пострадавшего велосипедиста” хорошо освещал уличный фонарь. 

 

 

Не успели мы еще отойти в темноту, как возле манекена остановились сразу три автомобиля. Пассажир из первого и двое водителей и пассажир из двух других уже бежали, чтобы оказать “человеку” помощь. Узнав, в чём дело, отнеслись к эксперименту с пониманием. К сожалению, водитель первого автомобиля остался неизвестным, потому что очень торопился и сразу уехал. 

 

 

Ремесленник Виктор Михайлов-Смола ехал из Новогрудка. 

 

– За рулём лет десять, – рассказывает водитель. – Никогда не проеду мимо человека, если вижу, что ему нужна помощь. А здесь лежит на дороге велосипедист, на улице минусовая температура, не окажи вовремя помощь – замёрзнет. Да и случаи бывают разные: перебрал лишнего, стало плохо, сбила машина… Не бросать же его в беде.

 

Согласна с Виктором и Елена Евгеньевна Шостак, которая направлялась забрать своего мужа с работы. Оба – работники “Праймилка”. 

 

 

– Если бы ехала одна, было бы немного страшновато останавливаться на дороге, – рассуждает женщина. – Но всё равно нашла бы какой-то выход. А тут, смотрю, остановились ещё две машины. Не раздумывая, побежала смотреть, что случилось. 

 

Следующим небезразличным водителем оказался Геннадий Збигневич Микоянец. Он вёз на автобус дочку и, несмотря на то, что время поджимало, решил оказать помощь. 

 

 

Наш вопрос: “Почему решили остановиться?” вызвал у водителя недоумение: “Как почему? Человек же лежит!”. 

 

– На дороге случается всякое, – говорит Геннадий Збигневич. – Ни один человек не может быть полностью уверен в своей безопасности. Я всегда читаю в “Дзянніце” все рекомендации сотрудников ГАИ и стараюсь беспрекословно их выполнять. Когда ты за рулём – на тебе тройная ответственность: за жизнь пассажиров автомобиля, за жизнь других участников дорожного движения и за свою собственную. Никогда нельзя оставлять человека в беде. 

 

Следующего неравнодушного водителя нам пришлось ждать очень долго. Машины проезжали одна за другой и ни одна не сбавила ход. Почему? Может быть, водители не замечали “пострадавшего велосипедиста”, хотя в этом большие сомнения, поскольку он был хорошо освещён, может, им было наплевать на того, кто холодным осенним днём ждал помощи на обочине дороги, а может, думали, что сами себе создадут проблемы… 

 

 

Денис Иванович Бурнос направлялся в больницу проведать своего дядю. И тоже остановился. 

 

 

– Никогда не проеду мимо, если вижу, что на дороге у кого-то в автомобиле случилась поломка, всегда подбираю “голосующего” на дороге человека, – говорит Денис Иванович. – А уж, если на обочине кто-то лежит – тут без вариантов! Сразу ясно – ему нужна помощь. А попасть в такую ситуацию очень несложно: может, выпил и не удержался – упал, может, ехал без фликера, и в темноте его не заметил водитель… 

 

Мы не сразу разобрались, что происходит, когда неподалёку остановилась машина. Время шло, а оттуда никто не выходил. Предположили, что водитель звонит по телефону 102. Но ошиблись. Оказывается, автомобилем управляла женщина. Ей было страшновато выходить одной, поэтому она решила подождать следующий проезжающий автомобиль, чтобы предложить водителю вместе помочь человеку. Она затормозила машину, и тогда вместе с мужчиной, который сказал, что даже не видел “велосипедиста” на обочине, отправилась к манекену. 

 

– Ну как же можно проехать мимо? – рассуждала Тамара Юльевна Броницкая. – Это же чей-то муж, сын, брат. Обморозит себе руки и останется инвалидом. К счастью, такое на дороге со мной случилось впервые, раньше не сталкивалась с ситуациями, когда кому-то нужна была моя помощь. Но уверена, никогда не проехала бы мимо. 

 

Всем неравнодушным водителям Андрей Александрович Антонович вручил жилеты со световозвращающими элементами – как маленькое напоминание об их благородном поступке. Кстати, за время нашего эксперимента, который длился около часа, по дороге проехали 22 автомобиля, из которых только шестеро водителей остановились, чтобы помочь “человеку”. Ни один из проехавших мимо не позвонил ни в дежурную часть, ни в скорую помощь, которые были предупреждены о проводимом эксперименте. 

 

Так что мораль этой истории такова: выполняйте правила дорожного движения, обязательно пользуйтесь фликерами в тёмное время суток, потому что, как свидетельствуют факты, хоть мир и не без добрых людей, помощь на дороге окажет не каждый…

 

– За 10 месяцев текущего года в Щучинском районе в дорожно-транспортных происшествиях погибло 4 человека, травмы различной степени тяжести получили 9 участников дорожного движения, при этом 1 погибший – велосипедист, – говорит начальник ОГАИ Щучинского РОВД В.И. Хильмончик. – Значительно снизить риск таких происшествий позволяет использование фликеров. Водитель видит обозначенных участников дорожного движения в ближнем свете фар уже с расстояния до 200 метров, а при дальнем свете до 450 метров. Водителям транспортных средств рекомендуется использовать световозвращающую контурную маркировку для грузовых автомобилей, сельскохозяйственной техники, автобусов.

 

Анна РУДСКАЯ. 
Фото автора.