Рейсы на «большую землю». Как сельчане добираются до райцентров и Гродно?

 

Свыше 630 пригородных автобусов курсируют по Гродненской области, и, заезжая в деревни, обеспечивают мобильность сельского населения. Личный транспорт есть далеко не у каждого сельчанина, услуги такси накладны, поэтому для большинства общественный транспорт становится основным способом передвижения. Однако в последнее время в регионе наблюдается тенденция к сокращению количества регулярных автобусных рейсов в отдаленные от города места. С чем это связано, узнавала журналист «ГП».

 

Согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь №724 утверждены нормативы государственных социальных стандартов в области транспорта. На Гродненщине они выполняются в полном объеме.

 

– В населенные пункты численностью от 20 до 50 человек осуществляется не менее 4 рейсов в неделю. Туда, где проживает свыше 50 человек, автобусы ходят не менее 8 раз в неделю. Где живет меньше 20 человек, транспорт не заходит. Для жителей таких мелких населенных пунктов ближайший остановочный пункт должен находится не дальше 3 километров от их деревни, – рассказал начальник отдела организации перевозок областного коммунального транспортного унитарного предприятия «Оператор пассажирских перевозок» Александр Цатевич.

 

В некоторых населенных пунктах количество рейсов даже выше нормативов. Например, в Жировичах пригородный транспорт, в том числе частные маршрутки, ходит буквально каждый час, в Путришках, Вертилишках – каждые полчаса, активно ездят автобусы и маршрутное такси в Озеры и Коробчицы. 

 

– Многие жители агрогородков Путришки, Вертилишки, например, ездят на работу в город, отсюда пассажиропоток. Направление становится интересным и частным перевозчикам. Если нет пассажиров, тогда работает минимальный социальный стандарт. Спрос, как говорится, рождает предложение, – пояснил Александр Цатевич.

 

Если в 2019 году пригородные автобусы охватывали свыше 1060 деревень с населением от 20 до 50 человек и около 900, где проживает свыше 50 человек, то на 1 января 2024 года их количество снизилось в общей сложности на порядка 200.

 

К сокращению маршрутов общественного транспорта в сельской местности привел недостатком пассажиропотока. Государственный перевозчик готов ехать хоть и за одним человеком – транспортного потенциала достаточно. Но возить «воздух» – попросту неразумная трата денег из бюджета. До некоторых деревень автобусы не доезжают также из-за отсутствия подходящей для пассажирских перевозок дороги.

 

– Одна из основных причин закрытия маршрутов – снижение численности населения в деревнях. Когда нет потока пассажиров, поддержание регулярного автобусного сообщения становится нерентабельным. А любой нерентабельный рейс – это деньги местных бюджетов. Единственный район, где увеличился охват транспортным обслуживанием, – Лидский, – отметил Александр Цатевич.

 

Наглядная ситуация. Основным способом передвижения в одной из деревень гродненского региона был автобус, курсирующий четыре раза в день. Этого хватало большинству жителей, но не Зое Петровне (имя изменено. – Прим.авт.), которая родилась и выросла в этих местах, знает каждого жителя, как и все их привычки.

 

Бывало, отправляясь за покупками в райцентр, она сталкивалась с проблемой: время отправления автобуса не всегда совпадало с ее планами. Часто она не успевала на утренний рейс, а следующий приходилось ждать несколько часов. «Почему бы не пустить дополнительный рейс?», – задалась она вопросом. Конечно, идея, возможно, хорошая, но подумаем о финансах. Кому выгодно гонять вхолостую? Не все, к сожалению, зависит от простого желания. 

 

Тем не менее операторы пассажирских перевозок стараются найти оптимальные решения, чтобы комфорт и транспортные услуги были доступны большинству.

 

Бывают случаи, когда в небольшой населенный пункт нерентабельно запускать крупногабаритный автобус, но работа микроавтобуса окупается быстрее, его рентабельность регулирует сам индивидуальный предприниматель. В прошлом году по просьбе жителей деревни Старые Хотьковцы Волковысского района, куда не мог заехать большой автобус, запустили 15-местную маршрутку. Она ходит по будням дважды в день – утром и вечером.

 

– Организация городских, пригородных, междугородных автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами, выступающими заказчиками автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении, либо по их решению операторами автомобильных перевозок пассажиров. Прежде чем пустить где-то автобус, надо посмотреть, есть ли там остановка, можно ли в случае чего ее оборудовать, – дополнил Александр Цатевич.

 

К примеру, в Берестовицкий сельисполком обратился местный житель с просьбой запустить маршрут в регулярном сообщении в деревне Кончаны, в которой проживает 17 человек.

 

– Существуют определенные требования к дорожным условиям, которые проверяет комиссия, прежде чем дать рейс. На «конечке» должен быть остановочный пункт, чтобы автобус мог развернуться. Ширина проезжей части должна быть не менее 6 метров. В деревне Кончаны дорожные условия не позволили запустить автобус. Но в 2,5 километра от деревни находится действующий остановочный пункт, – привели пример специалисты.

 

Конечно, оптимальный вариант, когда все довольны транспортным сообщением и могут во время и комфортно доехать в большой город по делам. Ведь деревни должны развиваться, а дороги и транспорт – артерии, поддерживающие глубинку.   

 

grodnonews.by

 
Подписывайтесь на нас в Telegram и Viber!