Рассчитан на двух пассажиров и на одной зарядке сможет проехать около 150 км — ученые Академии наук создали электрический пикап

 

Электромобиль разработали и изготовили в Объединенном институте машиностроения Национальной академии наук Беларуси. Называется электрокар «Academic Electro». По словам разработчиков, пикап является полнофункциональным ходовым макетом. На данном этапе он может использоваться для перевозок по закрытым территориям, то есть без выезда на дороги общего пользования, но спроектирован с учетом всех современных требований к колесным транспортным средствам. Идеально подойдет для эксплуатации в охраняемых экологических зонах: парках, заповедниках и т.п. Корреспондент «Р» посидела в салоне первого белорусского электропикапа и оценила новинку.

 

«Электромобиль создавался буквально с нуля»

— На примере пикапа мы создали технологию сквозного цифрового проектирования электротранспорта. От разработки эскиза дизайна до изготовления образца все работы по проекту осуществлялись в цифровом пространстве, — акцентирует внимание заместитель начальника Республиканского компьютерного центра машиностроительного профиля Вадим Ивченко. — Технология предусматривает параллельное выполнение работ по разработке дизайна, конструированию, проведению расчетных исследований и виртуальных испытаний объекта. Она применима для производства как электромобилей, так и любого колесного транспорта в принципе. 

Сейчас можно смело сказать: задумку удалось реализовать в полном объеме. Лаконичные формы, четкие линии, геометричные выштамповки… Яркий и комфортный электропикап так и манит прокатиться. Обывателю сложно представить, какой объем усилий и усердной работы скрывается под капотом этого экологичного красавца!

А начиналось все здесь, в отделе промышленного дизайна. Специалисты поэтапно вспоминают, как буквально с нуля создавали собственный электромобиль. Сначала изучали актуальные тенденции развития легкого коммерческого электротранспорта, затем сформировали собственную концепцию и на дизайнерском планшете набросали эскиз. Вместе с конструкторской службой оценили, насколько он соответствует требованиям, заложенным в техническом задании. Затем — разработка цифровой оболочечной модели и начало масштабных конструкторских работ.

Начальник отдела промышленного дизайна Виктор Бохонко:

— VR-технология позволяет на начальной стадии проектирования эффективно производить оценку стилистических и цветографических решений разрабатываемых объектов, оценить пластику форм. Кроме того, эта технология дает возможность произвести анализ эргономических параметров, таких как обзорность с рабочего места водителя и досягаемость основных и вспомогательных органов управления.

— Электромобиль создавался буквально с нуля, — уточняет Вадим Ивченко. — Успешно реализовать задуманное в достаточно сжатые сроки получилось благодаря применению цифровых технологий на всех этапах проектирования. Фактически создается цифровой «двойник» изделия, который может сопровождать его на протяжении всего жизненного цикла, например, на стадии продвижения продукта. У нас создан виртуальный шоурум. Потенциальный потребитель надевает 3D-очки и оказывается в виртуальном автосалоне. Причем делать это можно даже удаленно, если покупатель находится в другом городе или другой стране. Мы можем интерактивно в общем трехмерном пространстве демонстрировать машину, предлагать заказчику варианты цветового исполнения, отделки салона, анимировать открытие и закрытие дверей, капотов, визуализировать показания панели приборов и другой функционал…
 

Надеваем 3D-очки — и вот мы уже внутри пикапа. 

Надеваем 3D-очки — и вот мы уже внутри пикапа. Оцениваем обзорность, эргономику, внутреннее пространство… Одним словом, можем сформировать полное представление о модели задолго до ее изготовления в материале и не выходя из офиса.

А теперь сажусь в «живой» электропикап и убеждаюсь, что по эргономике для двух человек внутри вполне комфортно. 

Важные детали

На этапе дизайн-проектирования создается внешний вид и стиль будущего авто, который передается конструкторам. Здесь разрабатывается более детальная модель. И тут к работе приступает отдел моделирования и виртуальных испытаний. Начинается один из самых сложных этапов! Нужно в сжатые сроки рассчитать основные эксплуатационные свойства, оценить показатели безопасности будущего автомобиля. Маневренность, управляемость, тормозные свойства, прочность и долговечность основных элементов конструкции — все это должно соответствовать международным стандартам. 

— Такое серьезное направление, как разработка электротранспорта, требует подготовки соотвествующей методологической базы, наработки опыта проектирования и использования современных технологий, — подключается к разговору заместитель директора по научной работе Алексей Шмелев. — Еще в недавнем прошлом разработка автомобиля была весьма длительным процессом. Создать машину на кульмане, изготовить опытный образец, испытать, доработать конструкцию… На это уходило до десяти лет. Благодаря цифровым технологиям мы сокращаем этап создания электромобиля на годы и при этом получаем полное представление о его свойствах еще на этапе разработки конструкторской документации.

Начальник отдела моделирования и виртуальных испытаний Андрей Колесникович:

— Мы проанализировали различные испытательные полигоны в России, Швеции, Венгрии, Англии, где есть участки для испытания именно электромобилей. И смоделировали собственный цифровой полигон, по которому прогоняли разрабатываемый электромобиль с различными вариантами конструкции, настройками ходовой части и трансмиссии. Изучали его поведение при осуществлении типовых маневров на предельных скоростях движения, проводили моделирование краш-тестов. Современные программные средства и накопленные знания о поведении автомобилей в ходе проведения натурных испытаний позволяют нам обеспечить высокую достоверность виртуальных. Переход на оценку свойств безопасности колесной техники методами компьютерного моделирования испытаний является общемировой тенденцией.

Замечаю, что конструкция пикапа комбинированная, то есть состоит из несущего металлического каркаса и вклеенного в него цельнопластикового кабинного модуля. Вадим Ивченко — о том, почему использовали именно такой кузов:

— В рамках реализации проекта ключевой задачей было обеспечить возможность изготовления кузова на отечественных предприятиях с минимальными капиталовложениями с использованием существующих технологий. Каркасно-панельную конструкцию можно освоить в производстве в сжатые сроки, поскольку отсутствует необходимость сложной штамповой оснастки для изготовления кузовных деталей. Это оптимально для выпуска продукции малыми сериями. Такие изделия можно быстро модернизировать и подстроить под специфические требования заказчика.
 

Специалисты поэтапно вспоминают, как буквально с нуля создавали собственный электромобиль.

До 90 км в час

Заглянем на производственную площадку, туда, где происходит самое интересное — сборка электромобилей. Начальник научно-инжинирингового центра «Электромеханические и гибридные силовые установки мобильных машин» Александр Белевич — о том, чем здесь занимаются:

— Наша ключевая задача — разработка компонентов для электротранспорта, их взаимоувязка для установки на автомобиль и комплексное проектирование силовых установок для электротранспорта… Тематика для страны новая. Да, имелся опыт проектирования электрических трансмиссий у таких предприятий, как «Белкоммунмаш» и БЕЛАЗ, но современные привода электромобилей строятся на несколько иных решениях, которые мы здесь и разрабатываем. Отработка технологий идет в том числе и на легких транспортных средствах. Одним из вариантов был наш каркасно-панельный пикап. Двигатели, зарядные устройства, система управления батареей… Фактически все компоненты электрических силовых установок для электропикапа сделаны здесь.

Также здесь применены новые для Беларуси системы управления. В рамках программы Союзного государства «Автоэлектроника» совместно с «Интегралом» разработаны специализированные интеллектуальные периферийные модули, на базе которых построена вся система электрооборудования автомобиля.

Пару слов для любителей цифр. 

Электропикап рассчитан на двух пассажиров. В движение «Academic Electro» приводит 79-сильный электродвигатель, который питает литий-ионный аккумулятор на 20 кВт.ч. На одной зарядке электропикап сможет проехать около 150 км. Максимальная скорость составляет 90 км/час. Причем пополнить заряд батареи от обычной трехфазной сети можно всего за два часа.
 

В электропикап внедрены все самые современные разработки института в области автомобилестроения.

По сути, в электропикап внедрены все самые современные разработки института в области автомобилестроения. В дальнейшем эти технологии планируется применять для реального сектора экономики на грузовых автомобилях, пассажирской технике и технологическом транспорте с электроприводом. 

 

СБ

 
Подписывайтесь на нас в Telegram и Viber!