Работа без простоев, снижение затрат на уборку, стильный вид и комфортная кабина: оценили на поле новинку белорусского машиностроения — газомоторные комбайны
Еще в начале уборочной кампании, которая уже близится к завершению, четыре сельхозпредприятия Калинковичского района получили хорошее техническое подкрепление. Речь о новейшей технике, сделанной у нас в стране, — газомоторных комбайнах «Палессе GS12». Корреспонденты «Р» узнали, как проявили себя машины в полевых условиях.
Поддержали техникой
Первые в районе газомоторные комбайны выделили хозяйствам, в которых нагрузка на одну зерноуборочную машину выше средней по району. По одной машине получили техпарки сельхозпредприятий «Березнянский» и «Родина», две — СПК «Дружба-Автюки». Вся техника приобретена за средства областного бюджета по схеме агролизинга. Это действенная форма государственной поддержки, ежегодно оказываемой сельхозпредприятиям во время уборочной. Направляемся в СПК «Дружба-Автюки» — передовое хозяйство района. К слову, руководитель сельхозкооператива Сергей Довгялло недавно стал лауреатом областного конкурса «Человек года».
Незадолго до нашего приезда прошел дождь. Поэтому сейчас техника стоит с заглушенными двигателями на краю поля. Комбайнеры ждут, пока зерно просохнет и будет иметь уровень влажности, позволяющий продолжить уборку. Пользуясь вынужденным простоем, общаемся с механизатором Валерием Белым. В прошлом сезоне он работал на комбайне с десятилетним пробегом. Для сельхозтехники это довольно серьезный срок, из-за чего регулярно возникали неполадки, которые в разгар жатвы совсем некстати. Новой машиной Валерий в целом доволен:
— Работает эффективнее, и в кабине комфортнее. Сконструирован удобно, модернизация чувствуется даже в мелочах. Ну и, конечно же, электроника преобладает. В моторный отсек заглянешь — проводов больше, чем железа.
Существенных отличий в управлении газомоторными комбайнами нет. Тем не менее механизаторы прошли трехдневные курсы, на которых изучали принципы работы и особенности эксплуатации газового оборудования. Вместо дипломов получили удостоверения, дающие допуск. Разумеется, в случае неполадок в моторном отсеке устранять их будут специалисты. Впрочем, пока проблем не возникало.
Почти в десятку!
Основные нюансы касаются специфики заправки, которую осуществляет специальный автомобиль. Логистика отлажена так, чтобы не допускать простоев. В нужное время заправщик приезжает на поле, где работают комбайны. Закачка газа в баллоны занимает примерно столько же времени, сколько наполнение баков дизтопливом. В среднем около 20 минут. Категорически запрещено делать это во время грозы. К счастью, такой потребности нет.
Наблюдать за работой комбайна можно долго. В реве двигателя ощущается звериная мощь. Да и внешний облик у стального гиганта весьма фактурный. Впечатления не портит даже слой пыли на свежевыкрашенной поверхности. Комбайны, как и танки, грязи не боятся. Особенно стильно смотрится задний капот, напоминающий округлыми формами дутые багажники иномарок. Внешние изменения коснулись и конструкции рамы.
Впрочем, главные новшества, конечно же, внутри. Вместо топливного бака восемь баллонов, сделанных из сверхпрочного углепластика с изоляционным покрытием. Толщина стенок позволяет выдерживать давление в 200 атмосфер и высокие температуры. Показатели по безопасности отвечают международным стандартам.
Полной заправки комбайну хватает на 8—10 часов непрерывной работы. С топливом связано и главное экономическое преимущество: природный газ в несколько раз дешевле, что снижает затраты на уборку и себестоимость зерна. Еще один фактор — экологический. Во многих странах требования по соблюдению этого параметра ужесточаются с каждым годом. Между тем использование природного газа уменьшает выбросы более чем на 70 процентов. То есть фактически топливо сгорает полностью.
— Исходя из впечатлений по первому опыту работы, моя оценка девять баллов из десяти, — вместе с похвалой механизатор Валерий Белый адресует разработчикам комбайна несколько пожеланий. — Хорошо бы добавить еще пару баллонов, чтобы заправки хватало на 12 часов работы. Во время уборочной примерно столько длится наш трудовой день. В такой период дорога каждая минута, и хочется тратить как можно меньше времени на заправки. Также стоит поработать над тем, чтобы параметры работы газового оборудования, уровень топлива можно было видеть не выходя из кабины.
Пока газомоторные комбайны убирают только на полях Гомельщины, 15 таких машин направлены также в хозяйства Буда-Кошелевского, Ветковского, Речицкого, Добрушского и Ельского районов. Особенно хорошо техника зарекомендовала себя на полях с высокой урожайностью. В числе достоинств нужно отметить технологические элементы для уменьшения потерь зерна при уборке.
Стоимость газомоторного комбайна на сегодня составляет около 380 тысяч рублей. Это немного дороже аналога с дизельным двигателем. Впрочем, при наращивании массовости выпуска себестоимость каждой единицы техники снижается, что открывает заманчивые перспективы на внешнем рынке. Кстати, в прошлом году новичок в мире сельхозтехники успешно прошел полевые испытания не только в Беларуси, но и в Казахстане.