Психолог поделилась секретами легкой адаптации детей к детскому саду и школе

 

Период адаптации детей и взрослых к новому учебному году после летних каникул очень важен. Процесс приспособления организма к изменяющимся внешним условиям влияет на здоровье, а также психологическое и интеллектуальное развитие.

 

Очень скоро белорусские школьники сядут за парты. Примерно в это же время у многих детишек, а также их родителей начнется новый жизненный этап. Масса мальчиков и девочек вступает в учебный год в детском саду или школе с хорошим настроением, грандиозными планами и верой в светлое будущее. Но есть и такие, для которых новые знакомства и не совсем привычный распорядок дня оборачиваются сильным стрессом. В этот период родителям приходится нелегко. Им нужно приучать детей к смене режима дня, а также важно успеть уделить время себе, второй половине, работе и бытовым делам. О секретах легкой адаптации к детскому саду и школе порталу 1prof.by рассказала психолог с 20-летним опытом работы Надежда Лобановская.

 

– Принципы адаптации к школе и детскому саду схожи. Если говорить про дошколят, то здесь главное, чтобы родители приняли решение о том, что детский сад им нужен. В этом заключается 60% успеха. Помимо этого, мамам и папам нужно разговаривать с малышами и обсуждать предстоящие перемены. Например, можно рассказать, что детский сад – это замечательное место, где деток вкусно кормят, с ними играют и всячески о них заботятся. Очень важно, чтобы и сами родители верили в то, что говорят. Это еще +15% успеха к адаптации, – перечисляет эксперт.

 

По словам Надежды Лобановской, адаптационные или развивающие занятия, которые в наше время предлагают многие детские сады, идут на пользу будущим воспитанникам учреждений. Мальчиков и девочек приучают к определенным правилам жизни. Например, к тому, что нужно уметь слышать воспитателя, поочередно и своевременно выполнять ряд задач, а не так как хочешь и когда решил сам. Другими словами, малыши учатся жизни в коллективе.

 

– Адаптационные занятия сильно отличаются от времяпровождения, скажем, в песочнице. Организованный процесс имеет определенные правила – нужно ждать своей очереди, взаимодействовать, делиться. Эти вещи составляют довольно серьезную базу для гармоничного развития ребят, – уточняет собеседница.

 

Психологи рекомендуют отправлять малышей в детский сад не в первых числах сентября, а чуть позже, когда там будут адаптированные дети и они смогут на кого-то опереться. Плюс поначалу специалисты советуют приводить детей не к 8:00, а чуть позже – в таком случае в раздевалке находится меньше людей и, соответственно, меньше слез можно услышать.

 

– Очень важно сократить длительные прощания. Процесс должен быть быстрым, уверенным и четким – пришли, родители помогли переодеться, пожелали любимым чадам хорошего дня и ушли. Чем дольше длится прощание, тем сильнее в эмоциональном плане расшатывается ребенок. Родителям необходимо доверять воспитателям и с легким сердцем оставлять детей. Большую ошибку делают мамы, которые стоят у заборов, долго смотрят в окна, подсматривают из-за кустов за дочерями и сыновьями во время прогулок. Мамина эмоциональная тревога даже на расстоянии передается малышам, – утверждает Надежда Лобановская.

 

Неверную стратегию используют мамы и папы, которые обещают купить игрушки или куда-то сводить ребенка за то, что он был в детском саду. Ни в коем случае не нужно лишать ребенка навыков и достижений. Все психологические «шишки» он должен набить сам. Это правило актуально в любом возрасте.

 

– Всегда разговаривайте с детьми честно: объясните, что идете на работу. У детей тоже есть своя работа на определенном жизненном этапе – детский сад или школа. А вот на вечер у членов семьи могут быть интересные совместные планы. Даже из похода в магазин за продуктами порой выходит настоящее приключение, – отмечает психолог.

 

Не нужно бояться или стесняться того, что забираете ребенка из сада в числе последних. Это вовсе не значит, что вы плохой родитель.

 

– Помните: с вами всё хорошо. Расскажите ребенку, что некоторое время в его распоряжении будут фактически все игрушки группы. Даже если воспитатель выскажет родителям недовольство, на это не стоит реагировать. Конечно, не забывайте про часы работы учреждения, – комментирует специалист.

 

Еще один момент, заслуживающий внимания, касается простуды. В случаях, когда в сентябре ребенок подхватил насморк, многие родители оставляют его дома. Так вот, делать этого не нужно.

 

– Возвращайте сопли туда, откуда их принесли. У ребенка болезнь не должна ассоциироваться с длительными выходными и прекрасным времяпровождением с мамой. Когда есть температура или ребенок действительно плохо себя чувствует, разумеется, его следует оставить дома и показать врачу. Однако каждому малышу нужно выработать иммунитет к простудным заболеваниям. Во-вторых, в таких случаях подключается психосоматика. Старайтесь не формировать связь, что болеть – это интересно и весело. Болеющему ребенку не нужно организовывать кучу событий и развлечений. Наоборот, лучше пояснить: ты заболел, поэтому наши планы куда-то пойти отменяются, развлечений не будет. А вот когда пойдешь в сад, тогда будет праздник. Болеть – это скучно. Практика показывает, что дети за 20 минут успевают и заболеть, и выздороветь. Но, повторюсь, все начинается именно с родителей, с их понимания ситуации, – приводит примеры эксперт.

 

Детский сад – не единственное учреждение образования, к которому детям не всегда просто привыкнуть. На втором этапе у ребят и родителей – школа. Здесь у мам и пап немного поднимается планка ожиданий. Они хотят, чтобы ребенок не просто без слез отправлялся в учреждение образования, но и хорошо учился, а также делал уроки самостоятельно.

 

– В первом классе уроки не могут быть в зоне ответственности исключительно ребенка. Девочки и мальчики только начинают знакомиться с правилами, которых им придется придерживаться много лет. На первых порах уроки детям лучше делать с родителями. Чтобы мамы и папы показывали и рассказывали, объясняли, как лучше поступать – приходишь из школы, отдыхаешь, потом садишься за уроки. Также взрослые могут спрашивать у ребенка, с какого предмета он бы хотел начать выполнять задания. Читая сыну или дочери условие, интересуйтесь, как он его понял. Дальше находитесь рядом, но постепенно уменьшайте свою вовлеченность в процесс. Пока любимое чадо делает уроки можно сначала быть в одной с ним комнате, потом на кухне и т.д. В общем, умение делать уроки самостоятельно у многих школьников формируется не сразу. Родители могут постепенно уменьшать свою роль в этой важной для каждого ребенка миссии, – дает советы собеседница.

 

В начальной школе психологи советуют родителям не стесняться и регулярно общаться с учителем. Интересуйтесь, что у ребенка получается, а что нет, как обстоят дела с поведением и т.д. Также важно обсуждать школьные будни с сыном или дочкой. Например, спрашивать, как он относится к соседу по парте, что больше всего отвлекает на уроках.

 

Не теряет актуальности вопрос: «Когда лучше вести ребенка в школу: в 6 или 7 лет?». Большинство психологов придерживаются единой точки зрения: чем позже, тем лучше. 7 лет или чуть больше – оптимальный вариант.

 

– Самое главное в процессе обучения – эмоциональная зрелость ребенка. Подготовка к школе – неплохое подспорье для формирования у будущих учеников нужных навыков и психологического баланса. В школе ребятам нужно учиться читать, писать и одновременно слушать педагога. Это не так просто, как может показаться. Когда выбираете подготовку к школе, обратите внимание на программу курса. Более правильным является вариант, когда дети не только постоянно сидят за столами и что-то пишут. Доминирующий вид деятельности до 7 лет – игровая. Детям младшего школьного возраста важно двигаться, уметь владеть собственным телом, научиться соблюдать последовательность, – резюмировала Надежда Лобановская.

 

1prof.by

 
Подписывайтесь на нас в Telegram и Viber!