Почему водители забывают включать ближний свет?

 

Каникулы заканчиваются, дети возвращаются домой с летнего отдыха, а на следующей неделе начинается новый учебный год. Ребята, расслабленные отсутствием строгого режима дня, солнцем и яркими эмоциями, как правило, забывают про осторожность на городских улицах и собственную безопасность. Поэтому более бдительными должны быть водители. С этой целью дважды в год — с 25 мая по 5 июня и с 25 августа по 5 сентября — по всей стране проходит республиканская акция «Внимание — дети!», во время которой водителей призывают быть более заметными на дороге, включая ближний свет фар. Акция проводится не ради галочки. С начала года в стране 273 ребенка получили травмы различной степени тяжести, 17 детей погибло. Корреспондент «Р» провела два часа в рейде с инспекторами ГАИ и узнала, почему не все водители соблюдают это, казалось бы, простое требование. 

 

Простите, вылетело из головы

Вместе с инспекторами дорожно-патрульной службы УГАИ УВД Гродненского облисполкома Денисом Макухой и Дмитрием Паниным заступаем на дежурство. Место выбрано удачное: днем в центре города машин немного, потому нарушители — как на ладони. Чтобы работать максимально оперативно, работники Госавтоинспекции располагаются по обе стороны двухполосной дороги. Буквально через минуту в поле зрения появляется старенький «Фольксваген-Пассат». За рулем — местный житель, который представился Павлом. По профессии — водитель, работает у частника. О том, что проводится спецмероприятие и нужно передвигаться с ближним светом фар, конечно же, знал. Но… забыл. 

Как, впрочем, и еще один опытный автомобилист за рулем «Опеля», который прекрасно осведомлен о скором начале учебного года у школьников. Он живет в небольшой деревне под Лидой, а в Гродно приехал за запчастями. 

Несколько раз пришлось останавливаться по делам, последний раз забыл включить фары, — утверждает собеседник. — Обещаю впредь помнить.
 

Однако помимо выключенных фар у водителя вырисовывается целый букет нарушений: сам не пристегнут, у авто не пройден техосмотр, да еще и по телефону разговаривал во время движения. 

— Может, вы мне сегодня по минимуму выпишете и отпустите? — просит житель Лидчины. 

— Разберемся и выпишем, — отвечают ему инспектора. — Предъявите документы.

После долгих разговоров о жизни горе-водитель получает письменное предупреждение и отправляется восвояси. На очереди еще один разговорчивый участник движения на «БМВ»: 

— Никогда не включаю фары днем, потому что профессионал.  Пусть свет включают мажоры неопытные или «чайники». 

— Фары надо включать, чтобы видели вас, — не выдерживаю я. — Ребенок может выбежать на дорогу. Уверены, что успеете затормозить?

— Говорю же, я профи, — не унимается владелец авто. 

— Сейчас проводится специальный комплекс мероприятий в связи с тем, что у детей заканчиваются летние каникулы, поэтому включите, пожалуйста, свет и будьте внимательны, — настаивает инспектор Дмитрий Панин.  

Когда чего-то не хватает

В это время внимание работников Госавтоинспекции привлекает небольшая видавшая виды машинка «неопознанной» марки. За рулем — девушка, увлеченно беседующая по телефону. На переднем пассажирском кресле сидит девочка. После короткого приветствия инспектор прежде всего интересуется, сколько лет ребенку. 

А с какого возраста можно перевозить дочь без кресла? — отвечает гродненка вопросом на вопрос. 

— Это вы мне скажите, — удивляется инспектор. — Согласно правилам, с 12 лет, а девочке на вид лет восемь. Или я ошибаюсь?

Не ошибается. Видимо, глаз уже наметан. У мамы-водителя за последний год нарушений ПДД зафиксировано не было, поэтому Денис Макуха решает сделать ей первое письменное предупреждение. 

Если человек не отрицает того, что он нарушил правила, а также не является злостным нарушителем, то на первый раз сотрудники ГАИ просто предупреждают. Ведь независимо от того, на выявление какого конкретного нарушения направлен рейд, инспекторы ДПС обращают внимание и на другие. Особенно если в момент остановки транспортного средства водители ведут себя неуверенно, начинают судорожно натягивать ремень, дергать руль или пытаются быстро остановиться, не доехав до патрульных.

— Почти всегда у таких водителей чего-то не хватает: водительских прав, техосмотра, страховки, — делится опытом старший лейтенант Дмитрий Панин. 
 

Инспектор дорожно-патрульной службы Дмитрий Панин всегда готов объяснить нарушителю ПДД, в чем тот не прав.

Два раза в год

Останавливаем машину ДПС вблизи городского лицея № 1 и приятно удивляемся. Здесь большинство участников дорожного движения едут с включенным ближним светом. Но у некоторых память активизируется прямо на ходу. С улыбкой проезжая мимо патрульного автомобиля, водители включают вместо габаритных огней ближний свет фар. Работники ГАИ не зверствуют. Пусть и в последний момент, но человек все же вспомнил и исправился. 

Только инспектора собираются передислоцироваться на другое место, как в поле зрения появляется молодой гродненец на сверкающем «Вольво». Снова непристегнутый ремень и негорящие фары. 

— Да я вот в магазин обоев заехал, закрутился, только-только собирался включить, — как бы оправдываясь, объясняет мужчина. — Про ремень понял. А вообще-то я дисциплинированный водитель. Проверьте. 

Действительно, в последние несколько лет нарушения за ним не числятся. 

Спустя пару минут в поле зрения ГАИ попадает еще один автомобиль. Его водитель честно признается, что никогда не слышал об акции.

— У меня две машины, так вот на второй свет автоматически включается, — уточняет водитель. — А что за мероприятие?

— Два раза в год — с 25 мая по 5 июня и с 25 августа по 5 сентября — по всей стране проходит республиканская акция «Внимание — дети!», — снова и снова повторяют сотрудники ГАИ.

— Ну, буду теперь знать, — улыбается обладатель двух авто.

Проверка документов у автовладельцев занимает считаные минуты. Для опытного госавтоинспектора это отработанный до автоматизма ритуал. Наблюдаем дальше. Буквально 2—3 машины без нареканий и вновь остановка по требованию. 

Разве это преступление?

Переезжаем на улицу Пушкина. Повторяем процедуру, которая все больше напоминает профилактическую. Инспектора терпеливо и доходчиво объясняют причину задержки на пути следования и просят впредь не забывать о маленьких участниках движения. Многие нет-нет да и спросят: «Разве это преступление?» 

Нет, не преступление. До тех пор, пока не произойдет трагедия. Ведь цифры статистики говорят сами за себя. Младший лейтенант Денис Макуха подводит итоги рейда, приводя актуальные данные:

— Сами видите, даже навскидку: где-то треть водителей едут с включенным ближним светом фар. В первые дни акции водители зачастую действительно забывают включить ближний свет фар, но постепенно видят, что другие участники дорожного движения стараются себя обозначить, берут это за привычку. Ведь практически у каждого есть свои дети, внуки. Дело в том, что они в силу своего возраста не осознают опасность, исходящую от транспортных средств. В нынешнем году на Гродненщине произошло 23 дорожно-транспортных происшествия, в которых было травмировано 19 детей, пять из них погибли. При этом пострадавшими стали 15 пешеходов, семь пассажиров и два велосипедиста. Важно понимать, что 13 из 23 ДТП случились из-за несоблюдения водителями правил дорожного движения. За аналогичный период 2020 года зафиксировано 36 происшествий, в которых травмированы 33 ребенка, а шесть детей так никогда и не станут взрослыми по вине нарушителей. Пока мы выносим только устные либо письменные предупреждения, однако если человек попадется второй или третий раз, то тогда уже выпишем штраф, который составляет три базовые величины, а это 87 рублей. 

 

СБ

 
Подписывайтесь на нас в Telegram и Viber!