«Оскар-2020». Главные фавориты и интриги + трейлеры
Создано admin08.02.2020 в 10:14
Мы определились с лучшими фильмами 2019 года еще в конце декабря, но, как бы ни было больно признавать, главные киноитоги будут подведены 9 февраля, когда в голливудском театре «Долби» назовут лауреатов премии «Оскар». Номинанты на заветные статуэтки объявлены еще в середине января, а мы попытались угадать предстоящих триумфаторов.
Лучший фильм
«Ирландец» (режиссер — Мартин Скорсезе)
77-летний тяжеловес кинематографа снял громоздкую (3,5 часа!) ленту о жизни и «творчестве» Фрэнка Ширана — американского профсоюзного лидера и мафиозо по совместительству. Главную роль в картине исполнил не менее уважаемый 76-летний Роберт Де Ниро, а два других центральных персонажа достались еще двум киномастодонтам — 79-летнему Аль Пачино и 76-летнему Джо Пеши. Не хочется нарваться на упреки в эйджизме, но когда человек, заставший Вторую мировую, играется в бойкого гангстера, который по сюжету более чем в два раза младше самого актера — выглядит это крайне комично. При производстве использовалась компьютерная технология омолаживания и состаривания, а также тонны грима, но скакать по площадке игривым козленком Де Ниро и компании было проблематично. В общем, создается впечатление, что культовых актеров пригласили в проект, исключительно чтобы накачать его вес.
Разумеется, Скорсезе остается профессионалом с большой буквы — «Ирландец» добротно снят, держит в напряжении все эти 3,5 часа и блестяще передает атмосферу, но это ни разу не «Славные парни», «Отступники» или «Остров проклятых». Увы, флагманский проект Netflix вышел если не проходным, то не выдающимся, а номинация в категории «Лучший фильм» — скорее, дань уважения Скорсезе. Шансы на главный «Оскар» у «Ирландца» минимальны, да и вообще велика вероятность пролететь мимо всех десяти номинаций.
Ford против Ferrari
Компания 20th Century Fox затащила в байопик о британском пилоте Кена Майлза оскароносного Кристиана Бейла, которой, собственно, и сыграл вспыльчивого гонщика, а также не менее звездного Мэтта Дэймона, воплотившего на экране непосредственного руководителя Майлза Кэрролла Шелби. Но вот выбор режиссера вышел неоднозначным — постановщиком драмы выступил Джеймс Мэнголд, который за последние семь лет снял только два фильма — «Росомаха: Бессмертный» (2013) и «Логан» (2017).
Картина вышла весьма смотрибельной, но, как и в вышеупомянутом «Ирландце», какой-то изюминки у нее нет. «Ford против Ferrari» куда менее завораживающий, нежели «Гонка» (2013) Рона Ховарда, и практически провальный коммерчески, если сравнивать с последним «Форсажем» — при бюджете почти в 100 млн долларов картина о противостоянии двух автогигантов принесла порядка 220 млн, в то время как девятая история о покатушках Вина Дизеля собрала на 1 млрд больше.
Будем откровенны, если бы не новая фишка «Оскара» раздувать главную номинацию, то «Ford против Ferrari» в ней мы бы не увидели. Но вырвать одну статуэтку в категории «Лучший монтаж» гоночному байопику вполне по силам, главный соперник здесь — «Паразиты».
«Джокер»
Тодд Филлипс обещал совершенно новое прочтение истории о главном враге Бэтмена и не обманул любителей кино. Одна из главных премьер 2019 года вышла одной из самых успешных по всем показателям. «Джокер» получил отличные оценки у зрителей (IMDb: 8.60), собрал в прокате более 1 млрд долларов и был удостоен большого количества наград разного калибра. Любопытно, что картина не только забрала два «Золотых глобуса» и три премии Британской академии, но и умудрилась быть обласканной на Венецианском фестивале («Золотой лев» и премия за саундтрек), где обычно фильмы по комиксам — редкие гости.
В чем секрет фильма? Тодд Филлипс полностью изменил представление о жанре, сняв не классический блокбастер с парнями в обтягивающих трико, а остросоциальную драму. Комик Артур Флек страдает от депрессии, отсутствия самореализации и настоящих друзей. Он хочет быть услышанным, но получает от жизни доской по лицу. В начале фильма Артур обреченно поднимается по лестнице вверх, а в конце Джокер спускается в режиме Михаила Барышникова — эволюция морального облика человека в чистом виде.
На «Оскаре» у проекта по вселенной DC наибольшее количество номинаций — 11, но, как и в случае с «Ирландцем», это не сулит общей победы по количеству статуэток. Шансы на награду за лучший фильм призрачны — слишком консервативны академики, но свои два приза «Джокер» обязан забирать. Речь, разумеется, о Хоакине Фениксе и композиторе Хильдур Гуднадоуттир, у которой, видимо, после «Чернобыля» остался запал написать еще один мрачный и глубокий саундтрек, что не удивительно — она уроженка Исландии.
«Кролик Джоджо»
Антифашистская сатира новозеландского режиссера Тайки Вайтити — глоток свежего воздуха в современном кинематографе. Картина рассказывает о 10-летнем стеснительном пацаненке, состоящим в Гитлерюгенде, лучшим другом которого является сам фюрер, пусть и выдуманный. Мальчик еще не умеет завязывать шнурки, но уже мечтает убивать врагов Германии. Жизнь главного героя кардинально меняется, когда он узнает, что мать прячет дома еврейскую девочку.
«Кролик Джоджо» — целиком и полностью авторский проект Вайтити, работать над которым он начал еще в 2011 году. Долгое время ни одна студия не хотела браться за черную комедию, но Fox Searchlight Pictures все же «сжалилась» над режиссером, который также написал сценарий адаптации книги Кристин Лёненс «Птица в клетке», выступил сопродюсером и сыграл самого Гитлера — ни один актер не решился взяться за эту роль.
Вышло более чем достойно, как доказательство тому куча полученных наград и номинаций. Например, антивоенная лента выиграла главный приз кинофестиваля в Торонто, премии Гильдии сценаристов США за лучший адаптированный сценарий и Австралийской академии кинематографа и телевидения за лучший сценарий, а также шесть номинаций на «Оскар», среди которых за лучший фильм. Разумеется, попадание в главную категорию — скорее, комплимент Вайтити, но вот побороться за лучший адаптированный сценарий есть все шансы.
«1917»
Хороший военный фильм такая же редкость, как и хорошая комедия, но у Сэма Мендеса получилось снять действительно достойную ленту. «1917» отлично передает окопную атмосферу Первой мировой — во время просмотра хочется очистить ботинки от грязи и заткнуть нос от трупного запаха. Стоит отметить блестящую работу декораторов и художника-постановщика — складывается ощущение, будто создатели прыгнули в машину времени и окунулись в мрак и безысходность военного времени.
Главная фишка «1917» — операторская работа. Фильм снят как будто целым неделимым кадром (помните «Бердмэн»?), чего удалось достичь благодаря съемке длинных (до 8 минут) отрывков и последующему умелому монтажу. За операторскую работу отвечал опытнейший Роджер Дикинс, известный по работе над такими культовыми картинами, как «Побег из Шоушенка», «Игры разума», «Старикам тут не место» и другим. Дикинс, к слову, — это Леонардо ДиКаприо в мире операторов: он получил дебютный «Оскар» за «Бегущего по лезвию 2049» в 2018 году в возрасте 68 лет после 13 (!) безрезультатных номинаций. Впрочем, в этом году его трофейную комнату ожидает приятное пополнение.
«1917» — практически идеальный в техническом плане продукт, который держит в напряжении все два часа и отличается действительно выдающейся картинкой, но в «душе» фильма не хватает какой-то изюминки, например, как в образцовых военных драмах «Спасти рядового Райана», «Пианисте» или «В бой идут одни «старики».
Пока же у «1917» два «Золотых глобуса», семь наград на родной для британца Мендеса премии BAFTA, призы Гильдии продюсеров и режиссеров, три награды на Critics’ Choice и десять номинаций на «Оскар», четыре или даже пять из которых вполне могут материализоваться в статуэтку. Учитывая, что военную драму признали лучшим фильмом и на «Глобусе», и на BAFTA, и непосредственно Гильдия продюсеров — она главный фаворит в соответствующей номинации на «Оскаре».
«Маленькие женщины»
Грета Гервиг пробилась на второй «Оскар» за два года. В 2018-м она получила номинации за лучшую режиссуру и сценарий с подростковой драмой «Леди Берд», а в этот раз продолжила рассуждать на тему взросления и становления маленьких женщин с американской классикой.
Луиза Мэй Олкотт написала свою культовую книгу более 150 лет назад, но она, как мы понимаем, все еще не теряет своей актуальности. Разумеется, положение женщин в обществе заметно изменилось, но для многих все еще актуальна шутка, что «слабый пол» попадает в офсайд, если выходит за пределы кухни.
Гервиг здорово поработала над адаптацией книги, за что получила номинацию на «Оскар», и сняла динамичную и яркую картину, за которой приятно наблюдать. Кстати, неотъемлемая часть качественного «визуала» в «Маленьких женщинах» — костюмы, за которые стоит поблагодарить британскую художницу по костюмам Жаклин Дюрран, которую выдвинули на главную кинопремию в седьмой раз, при этом удачной была только номинация 2013 года за «Анну Каренину» Джо Райта.
«Маленькие женщины» — безусловно, стоит посмотреть, но их номинация на лучший фильм, скорее, требование конъюнктуры кинематографа и современного общества. У ленты Гарвиг шесть номинаций на «Оскар», а реальные шансы есть только на награду за костюмы и адаптированный сценарий, где придется посоперничать с вышеупомянутым «Кроликом Джоджо».
«Однажды в… Голливуде»
В последних фильмах Квентина Тарантино было очень много крови и насилия, а «Джанго освобожденный» и «Омерзительная восьмерка» и вовсе вышли классическими образцами спагетти-вестерна. При этом в своей девятой картине непревзойденный мастер решил даже поиронизировать над вестернами: главный герой в исполнении Лео ДиКаприо как актер состоялся именно в этом жанре и не может найти своего места в изменившемся мире и киноиндустрии. Но без ставшей уже привычной «кровавой бани» Тарантино, разумеется, не обошелся — надо же как-то восстанавливать историческую справедливость.
Тарантино в своих лучших традициях отлично передает атмосферу заданного сценарием времени, в этом случае конца 1960-х, используя при этом все возможные инструменты — костюмы, интерьеры, музыку, автомобили и многое другое.
«Однажды в… Голливуде» уже получил три «Золотых глобуса»: за лучший фильм (комедия или мюзикл), лучшую мужскую роль второго плана (Брэд Питт) и лучший сценарий, а на «Оскаре» у девятой картины Тарантино шесть номинаций и статус «темной лошадки» в категории «Лучший фильм». Здесь, как вы помните, главный фаворит — «1917», но у «Однажды в… Голливуде» также есть «Золотой глобус» плюс главный приз на «Выборе критиков» (Critics' Choice), который называют репетицией «Оскара».
Сам Тарантино имеет неплохие шансы на свою третью статуэтку за лучший сценарий. Лакмусовая бумажка в таких случаях чаще всего — это приз профессиональной Гильдии, но со сценаристами и Квентином это не работает, потому что он не соблюдает определенные бюрократические формальности, а Гильдия каждый раз не включает его в список претендентов. В этот раз она отдала приз за лучший оригинальный сценарий Пону Джун-хо за «Паразитов», который также первенствовал в этой категории на BAFTA. У Тарантино же победы на «Золотом глобусе» и Critics' Choice, поэтому в этой номинации ожидается ожесточенная борьба, где фаворитом, пусть и небольшим, является Квентин.
«Паразиты»
Фильм Пона Джун-хо стал одной из главных сенсаций 2019 года и настоящим прорывом для южнокорейского кинематографа. Лента «Паразиты» стала первой из этой страны, которая получила «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», а также стала первым иностранным фильмом, удостоенным премии Гильдии актеров США в номинации «Лучший актерский состав».
В чем секрет «Паразитов»? Пон Джун-хо язвительно насмехается над современным обществом, тонко подмечая все его пороки. Причем объектом анализа выступает не только южнокорейский уклад жизни, а вся цивилизованная часть человечества, где выпускники вузов выстраиваются в очередь на работу в заведения фаст-фуда, а чуть более приспособленные к жизни хитрецы чувствуют себя как рыба в воде.
«Паразиты» номинированы на «Оскар» за лучший фильм, однако картине не из США или Британии выиграть его практически нереально. Единственный более чем за 30 лет прецедент случился в 2012-м, когда первенствовал французско-бельгийский «Артист» Мишеля Хазанавичуса, но ирония в том, что этот фильм был немым. Похожие сложности были в прошлом году и у «Ромы» Альфонсо Куарона, которая имела бы все шансы взять главный «Оскар», если бы не испанский язык.
Поэтому «Паразитам», вероятнее всего, как и «Роме», придется довольствоваться победой в категории «Лучший фильм на иностранном языке», что уже неплохой результат. Кроме того, как мы писали чуть выше, Пон Джун-хо поборется с самим Тарантино за приз в номинации «Лучший оригинальный сценарий».
«Брачная история»
Ноа Баумак вместе с Гретой Гервиг уже вошли в историю премии «Оскар», став первой супружеской парой авторов, чьи картины номинированы на звание лучшей. Но этого для обоих, конечно же, недостаточно. Про картину и претензии Гервиг мы уже писали, а вот «Брачная история» для Баумака стала проектом всей жизни. Он выступил в качестве и режиссера, и сценариста, и сопродюсера, что дало превосходный результат — шесть номинаций на «Оскар», две из которых в теории могут достаться самому автору (за лучший фильм и оригинальный сценарий).
Семейная драма о бракоразводном процессе героев Скарлетт Йоханссон и Адама Драйвера рассказывает не просто об уходящей любви, а о том, как сохранить ее тлеющие угольки несмотря ни на что, об умении слышать и не забывать о мечтах и устремлениях других. Кроме того, сквозь картину прослеживается противостояние двух социально-культурных цивилизаций — Нью-Йорка и Лос-Анджелеса (угадайте, откуда родом Баумак и Гервиг).
В общем, «Брачная история» — блестящий образец того, как снять хороший фильм примерно в четырех помещениях, имея при этом только крепкий сценарий, нашпигованный острыми монологами, и трех-четырех добротных актеров.
Кстати, о них. Актерский состав отработал на все 100%, принеся «Брачной истории» три номинации в четырех актерских категориях. Особенно хочется отметить Йоханссон, которая настолько пронзительно сыграла свою героиню, что задаешься риторическим вопросом — зачем же так долго мариновать себя в обтягивающем костюме Черной вдовы. Любопытно, что Скарлетт в прошлом году нашнуровала шнурков не просто на дебютную номинацию на «Оскар» за «Брачную историю», но и на лучшую роль второго плана в «Кролике Джоджо», где она была матерью маленького фашиста и участником антифашистского движения одновременно. Третья актерская номинация от «Брачной истории» у Лоры Дерн, сыгравшей адвоката героини Йоханссон и имеющей не просто все, а стопроцентные шансы взять награду за роль второго плана.
Резюмируя, заметим, что если бы «Оскар» был более приземленным и вручался за фильмы об обычных людях, то театрально-камерная и душевная картина Баумбака и «Паразиты» были бы главными фаворитом в номинации «Лучший фильм». Но по итогу «Брачная история» в графе награды добавит себе лишь награду Лоры Дерн.
Лучший режиссер
Квентин Тарантино («Однажды в… Голливуде»)
Сэм Мендес («1917»)
Мартин Скорсезе («Ирландец»)
Тодд Филлипс («Джокер»)
Пон Джун-хо («Паразиты»)
Сэм Мендес
Невероятно сильная по своему составу категория, в которой победу можно было с превеликим удовольствием отдать любому режиссеру. Оставим в стороне субъективное восприятие и доверимся фактам — Мендес взял и «Золотой глобус», и премию BAFTA, и разделил с Джун-хо «Выбор критиков», которые не могли остановиться на одной кандидатуре. Букмекеры, которые всегда что-то да знают, предлагают на победу постановщика «1917» коэффициент менее 1,2. Если вы далеки от ставок, расшифруем. Мендес — это футбольный «Ливерпуль», а конкуренты играют в чемпионате Беларуси, но и БАТЭ ведь обыгрывал «Баварию».
Символично, британский режиссер, вероятно, возьмет свой второй «Оскар» спустя ровно 20 лет после получения первого за «Красоту по-американски» — дебютной картины Мендеса на широком экране.
Лучший актер
Джонатан Прайс («Два Папы»)
Адам Драйвер («Брачная история»)
Хоакин Феникс («Джокер»)
Леонардо ДиКаприо («Однажды в… Голливуде»)
Антонио Бандерас («Боль и слава»)
Хоакин Феникс
Если предыдущая номинация была сильной, то этими претендентами можно забивать гвозди. При этом более безоговорочной номинации на этом «Оскаре» нет — Феникс выиграл все важные награды и наверняка уже подготовил речь, в которой вновь «раздаст всем по серьгам».
Но как же хороши остальные номинанты! Один из самых узнаваемых актеров в мире Антонио Бандерас, в это сложно поверить, только сейчас получил дебютную номинацию на «Оскар» за яркую и трогательную «Боль и славу» Педро Альмодовара. Джонатан Прайс потренировался играть религиозного лидера в «Игре престолов» и отлично справился с ролью действующего главы католической церкви Франциска. Адам Драйвер вместе со Скарлетт Йохансон создал на экране такую «химию», что полопались все колбочки.
Ну а Лео ДиКаприо следующего «Оскара» предстоит ждать еще лет 20 ;)
Лучшая актриса
Рене Зеллвегер («Джуди»)
Скарлетт Йоханссон («Брачная история»)
Синтиа Эриво («Гарриет»)
Шарлиз Терон («Скандал»)
Сирша Ронан («Маленькие женщин»)
Рене Зеллвегер в фильме «Джуди»
У женщин аналогичная с мужчинами история. Рене Зеллвегер так исполнила роль легендарной голливудской актрисы и певицы Джуди Гарлэнд, что не оставила конкурентками ни единого шанса.
В этой номинации также есть за кого расстроиться. Скарлетт Йоханссон получила хоть и первую номинацию на «Оскар» в карьере, но ее перформанс в «Брачной истории» был незабываем и в другие годы явно бы мог действительно претендовать на статуэтку. Обидно и за Сиршу Ронан, которая, судя по всему, может стать женской версией многострадального ДиКаприо — актриса к 25 годам получила уже четыре номинации, но ни одна не отливает золотом на полке.
Лучшие мужская и женская роли второго плана
Брэд Питт («Однажды в… Голливуде»)
Том Хэнкс («Прекрасный день по соседству»)
Джо Пеши («Ирландец»)
Энтони Хопкинс («Два Папы»)
Аль Пачино («Ирландец»)
Брэд Питт
Кэти Бейтс («Дело Ричарда Джуэлла»)
Марго Робби («Скандал»)
Лора Дерн («Брачная история»)
Скарлетт Йоханссон («Кролик Джоджо»)
Флоренс Пью («Маленькие женщины»)
Лора Дерн и Скарлетт Йоханссон в «Брачной истории»
В это сложно поверить, но и в актерских категориях второго плана победители уже понятны. В мужском разделе от количества и яркости представленных звезд рябит в глазах, а «Оскар» достанется человеку, у которого его нет. Хотя, справедливости ради, Питт получил награду за продюсирование «12 лет рабства» (2014), но именно актерской премии у него все еще не было.
У женщин, как мы писали, основная фаворитка — Лора Дерн, которой можно было давать «Оскар» только за один монолог о роли женщины и мужчины в семье на примере Девы Марии и Господа Бога.
Лучший фильм на иностранном языке
«Тело Христово» (Польша)
«Страна меда» (Северная Македония)
«Отверженные» (Франция)
«Боль и слава» (Испания)
«Паразиты» (Южная Корея)
Номинация, про которую хотелось бы упомянуть отдельно. Категория, которая сейчас официально называется «Лучший международный фильм», по традиции собрала сливки со всей планеты, поэтому неудивительно, что любой из претендентов легко бы вписался в номинацию на лучший фильм. Но, увы, американские киноакадемики пускают туда чужестранцев не с большой охотой.
Как вы понимаете, в этом году в этой номинации безоговорочный претендент на победу — это «Паразиты», но на наш субъективный вкус внимания заслуживает вся пятерка.
«Боль и слава»
«Боль и слава» — очередная превосходная работа неповторимого Педро Альмодовара, который рисует яркую картину, играя на контрасте цветов и эмоций. «Тело Христово» — очередное доказательство силы польской киношколы и пример того, как с небольшим бюджетом можно снять тонкий, проницательный фильм о грехах, искуплении и прощении. «Страна меда» — теплая документальная лента о непростой жизни простой женщины, живущей в гармонии с природой, и новых (или не очень) вызовах для человечества, которая получила номинацию и на лучший документальный фильм. «Отверженные» — еще одно вслед за «Страной меда» рассуждение о мигрантской проблеме и о том, что с человеком может делать власть.
Эта категория — лучший способ узнать и прочувствовать актуальные проблемы общества в разных уголках планеты, поэтому не проходите мимо.