В ИНТЕРЕСАХ ЛЮДЕЙ. Жилье, транспорт, АПК и ремесленники - какие новации обсудили на совещании у Президента
Президент 19 августа собрал совещание с руководством Совета Министров. Это традиционный формат мероприятий, на которых обсуждаются самые различные вопросы, требующие решения на высшем уровне. К разговору, как правило, также приглашаются руководители регионов, представители заинтересованных ведомств. В этот раз обсуждали вопросы сферах экономики и социальной политики.
Об акценте на арендном жилье и изменении подходов к господдержке
"Как мы всегда говорим, Беларусь - государство для народа. Поэтому все решения должны приниматься в интересах людей. И одной из наших приоритетных задач было и остается обеспечение граждан жильем. Собственная крыша над головой важна для любого человека. Особенно для молодой семьи. Это ее уверенность в завтрашнем дне", - сказал Президент.
Александр Лукашенко ранее поручал правительству комплексно подойти к улучшению законодательства в этой области. Он констатировал, что статистика по вводу жилья второй год подряд отрицательная. "В чем вопрос?" - уточнил глава государства.
В отчетах аналитиков одна из первых причин оттока кадров из небольших населенных пунктов - отсутствие возможности приобрести собственное жилье или хотя бы заселиться в организованное комфортное и благоустроенное арендное жилье.
"Следует придать новый импульс жилищному строительству на селе, в том числе индивидуальных домов, строительству предприятиями арендного жилья для своих работников", - подчеркнул белорусский лидер.
Правительством был предложен целый комплекс новаций: от упрощения подключения к инженерной инфраструктуре индивидуальных домов до расширения финансовой поддержки молодым семьям (до 31 года). Все эти новации были рассмотрены экспертным советом при Совете Республики, в Комитете государственного контроля и Администрации Президента. Однако общего согласия по документам достигнуто не было.
Как рассказал по итогам совещания министр архитектуры и строительства Руслан Пархамович, власти окажут поддержку предприятиям в строительстве арендного жилья для работников: "Мы обсудили вопросы поддержки юридических лиц при строительстве арендного жилья для своих работников. Они будут иметь определенные преференции: им будет погашаться практически половина от ставки того кредита, который они будут брать для того, чтобы впоследствии предоставлять арендное жилье своим работникам".
При этом, по его словам, не менее 20% такого жилья в первоочередном порядке необходимо будет предоставлять молодым специалистам.
В Беларуси также хотят пересмотреть подходы к господдержке при строительстве жилья. "Мы отработали целый пакет документов в отношении жилищного строительства. Учитывая перегруженность и сложность нормативных правовых актов по оказанию господдержки при строительстве жилья, было принято решение до конца года подготовить один большой системный документ, который будет в том числе и пересматривать подходы к господдержке. Это будет касаться изменения Жилищного кодекса в отношении норм нуждаемости, категорий нуждающихся и порядка предоставления той или иной государственной поддержки", - заявил Руслан Пархамович.
Особое внимание будет уделено строительству арендного жилья, поддержке многодетных семей, военнослужащих и других категорий. "Но, думаю, такого обширного перечня, как мы сегодня имеем, уже не будет. Господдержка будет сконцентрирована в более узкие и более профильные и актуальные направления", - подчеркнул министр.
Минстройархитектуры также предлагает существенно упростить подходы по подключению индивидуального жилья к инженерным коммуникациям. То есть юрлицу или физлицу необходимо будет только принести заявление в эксплуатирующую организацию и оплатить предоставленные услуги.
О предложении создать единого оператора интеллектуальных транспортных систем
Второй темой совещания стало совершенствование транспортной инфраструктуры. Александр Лукашенко рассказал, что более года назад к нему обратился инвестор с предложением о создании единого национального оператора. Предлагалось объединить под его крылом все имеющиеся в стране интеллектуальные транспортные системы (платные дороги, парковочную систему, весогабаритный контроль, систему фотофиксации нарушений).
"Было поручено подробнейшим образом проработать эту тему в правительстве. Разумеется, исключительно в государственных интересах. По крайней мере, чтобы было лучше, чем сейчас, и это выражалось в финансах. Поскольку, если уж проводить цифровую трансформацию транспортной инфраструктуры, то самым передовым и удобным для людей способом", - подчеркнул Президент.
В пример он привел ситуацию с парковками, назвав ее "полным хаосом". "В самом населенном нашем городе - Минске - немало любителей затолкать свою машину куда угодно. Даже при наличии платных зон, размещенных по всему центру, есть такие граждане, которые автомобиль там поставят, но не заплатят, то есть платежной дисциплины нет. И предложений по ее установлению тоже нет", - заметил глава государства.
Александр Лукашенко поставил вопрос, действительно ли единый национальный оператор укрепит дорожную и общественную безопасность, а также сможет повысить финансовую и технологическую дисциплину. Немаловажны также такие аспекты, как требуемый объем инвестиций для реализации проекта, сроки окупаемости, потенциальные поступления в бюджет. Пока четкого и ясного ответа на эти вопросы нет.
По завершении совещания вице-премьер Анатолий Сивак констатировал, что окончательное решение пока не принято: "Различные сервисы находятся на различном этапе развития и имеют различное назначение. К созданию объединенного оператора есть предпосылки. Самое главное, чтобы это было более эффективно. На этом этапе не все расчеты завершены".
Главная задача объединения всех интеллектуальных транспортных систем в одну - оптимизация ресурсов, что в конечном итоге поможет повысить безопасность дорожного движения. То есть если сейчас каждый вид нарушения фиксируется отдельной камерой и они принадлежат разным операторам, то в будущем, как предполагается, одна камера сможет фиксировать разные нарушения и управлять этой системой будет единый национальный оператор.
"Этому предложению уже около года, и оно идет непросто. Потому что возникают вопросы: а как сервис с парковками объединить с сервисом (по фотофиксации. - Прим. БЕЛТА) превышения скорости?" - пояснил вице-премьер.
О падеже скота и нормативах, за которыми не стоит прятаться