На заметку руководителю – об исключении фактов непервоочередных и необоснованных расходов

 

В Комитете государственного контроля Гродненской области на постоянном контроле находится выполнение поручения Главы государства в части исключения непервоочередных и необоснованных расходов во всех сферах экономики.

 

Главой государства Республики Беларусь Указом от 14.03.2022 №93 «О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики» всем органам государственной власти поручено принять меры по оптимизации и сокращению расходов бюджетов и, прежде всего, за счет уменьшения расходов на непервоочередные капитальные вложения (приобретение основных средств, капитальное строительство, реконструкция и капитальный ремонт).

 

Имеют место факты недобросовестного подхода организациями Гродненской области к формированию плана закупок, а именно: без достаточного анализа потребности в закупке товаров (работ, услуг) завышаются их необходимые объемы, что при планировании бюджетной сметы на текущий год приводит к завышенной потребности в бюджетных средствах, и в дальнейшем неэффективном их использовании.

 

К примеру, одним из бюджетных учреждений было запланировано приобретение лыжного инвентаря на сумму более 300,0 тыс. руб. при 100% обеспеченности соответствующим инвентарем.

 

Бюджетным учреждением «А» на 2023 год необоснованно была завышена потребность по приобретению оргтехники (персональные компьютеры в количестве 35 комплектов, многофункциональные устройства - 33 шт.) на общую сумму 75,1 тыс. руб.

 

Не уделяется должное внимание формированию закупок товаров (работ, услуг) на осуществление работ по текущему ремонту зданий (помещений) и наведению порядка на территории.

 

К примеру, в одном из детских оздоровительных лагерей за счет бюджетных средств был запланирован ремонт кабинета директора, методического кабинета на сумму порядка 16,0 тыс. руб., тогда как требовался ремонт помещений для размещения детей.

 

Имеют место факты формального выполнения функций комиссиями по проведению закупок товаров (работ, услуг), что также в ряде случаев приводит к необоснованным расходам.

 

К примеру, в декабре 2023 года привлекла внимание контролеров закупка сложного технологического оборудования одним из предприятий области, по результатам которой уже был определен победитель.

 

Ориентировочная стоимость данной закупки была определена этим предприятием в размере более 2 млн. долларов США.

 

Хотелось бы отметить, что грамотно организованная и проведенная закупка может помочь организации избежать в дальнейшем многочисленных проблем, которые неизбежно возникнут ввиду, например,  недобросовестного поставщика.

 

Принимая во внимание серьезность последствий, Комитетом были детально изучены документы по процедуре данной закупки, которая проводилась предприятием путем проведения открытого конкурса.

 

Данная закупка показала большой интерес к ней со стороны организаций - участников.

 

На открытый конкурс поступило более 10 конкурсных предложений участников. Вместе с тем, предприятие-заказчик по результатам проверки этих предложений сразу отклонило большую часть из них, как не соответствующих требованиям конкурсных документов и квалификационному отбору, отдав предпочтение одному из трех оставшихся.

 

Однако, специалисты Комитета госконтроля, проанализировав конкурсное предложение победителя, обратили внимание на то, что с этим предложением также не все однозначно.

 

Так, в своем предложении победителем не были представлены требуемые конкурсной документацией заказчика сертификаты, выданные уполномоченными органами, подтверждающие соответствие закупаемых товаров нормативным документам по стандартизации и подтвержденные уполномоченными государственными органами Республики Беларусь, список поставленного данным участником процедуры закупки аналогичного оборудования на предприятия республики, документ, подтверждающий финансовое состояние участника процедуры закупки и его платежеспособность.

 

Кроме того, анализ соответствующих информационных ресурсов показал, что организация-победитель с момента своей регистрации при наличии у него дилерского соглашения, заключенного с иностранной организацией на право продажи продукции последнего, никаких взаимоотношений с ней не осуществляло, а также не импортировало аналогичное оборудование и не осуществляло его поставки на предприятия Республики Беларусь.

 

К слову, закупая дорогостоящее технологическое оборудование, указанное предприятие при наличии колоссальных убытков не имело разработанного бизнес-плана по окупаемости проекта, а также собственных источников финансирования данного проекта.

 

Для финансирования закупки данного оборудования предприятием рассматривался вариант лизинга, что значительно увеличило бы стоимость этого оборудования.

 

После вмешательства Комитета данная процедура закупки предприятием была отменена.

 

В целом по итогам контрольно-аналитических мероприятий 2023 года Комитетом сэкономлено, предотвращено государственных средств на сумму более 26,0 млн. руб.

 

Контроль за ходом выполнения поручения Главы государства остается на постоянном контроле в Комитете.

 
Подписывайтесь на нас в Telegram и Viber!