На одном из шести секционных заседаний, которые проходят сегодня в Гродно в рамках IX Форума регионов Беларуси и России, стороны обсудили законодательство Союзного государства, его современное состояние и основные направления дальнейшего сближения.
Участие в работе секции приняли председатель Постоянной комиссии Совета Республики по законодательству и государственному строительству Сергей Сивец, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Полетаев, заместитель Государственного секретаря Союзного государства – член Постоянного Комитета Союзного государства Алексей Кубрин и другие.
В ноябре 2021 года были утверждены 28 союзных программ, направленных на дальнейшую интеграцию Беларуси и России. Одна из задач участников секции – подвести предварительные итоги того, как реализуются программы по ряду направлений, выяснить шероховатости, чтобы принять меры для их ликвидации. Кроме того, как отметил председатель Постоянной комиссии Совета Республики по законодательству и государственному строительству Сергей Сивец, важно обсудить, какие правовые регуляторы существуют сегодня для максимально оперативной реализации уже принятых решений.
По словам председателя Постоянной комиссии Совета Республики по законодательству и государственному строительству, важно синхронизировать действия в плане унификации законодательства, ведь в Беларуси и России законотворческие процессы различаются.
– Чтобы мы параллельно принимали решения, необходимо максимально задействовать потенциал модельного законотворчества, который являет собой единую платформу, выработать общие подходы к дефинициям и категориальному аппарату. Мы этой работой занимаемся в рамках парламента. А форум – это площадка, где можно судить, что сделано и что предстоит в перспективе.
Сергей Сивец отметил, что на реализацию союзной программы отведено два года. Уже в конце этого года будут подведены промежуточные итоги, в том числе с точки зрения правой формализации.
Как отметил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Полетаев, впереди очень серьезный объем работы.
Он отметил, что участники секции – это профессионалы, которые давно занимаются вопросами интеграции России и Беларуси. Поэтому те выводы и дискуссии, которые здесь произойдут, положат основу новым предложениям и движению вперед.
По словам заместителя Государственного секретаря Союзного государства – члена Постоянного Комитета Союзного государства Алексея Кубрина, для того, чтобы развивать сотрудничество в разных направлениях – социальном, экономическом, промышленном, информационном – необходимо разработать либо переработать порядка 400 нормативно-правовых актов.
– Для того, чтобы мы могли эффективно функционировать и максимально качественно использовать потенциал наших двух государств, а сегодня это важнейшая составляющая, нам необходимо всерьез заняться вопросами дебюрократизации тех нормативных актов, которые требуют быстрого принятия решений по направлениям, которые могут резко повысить эффективность и потенциал нашей промышленности, - сказал Алексей Кубрин. – Руководители двух государств не раз говорили, что мы должны очень жестко подходить к вопросам импортозамещения. Потому что по ряду ключевых направлений в отраслях у нас, к сожалению, очень большая составляющая импортного оборудования, комплектующих, технологий и так далее. Поэтому, когда появляется идея, причем хорошо проработанная в рамках Союзного государства, выясняется, что мы достаточно долго принимаем решения, чтобы можно было ее реализовать.
На данный момент органы власти Беларуси и России корректируют порядок разработки, согласования и утверждения программ Союзного государства, и уже сегодня в рабочем порядке ведутся серьезные переговоры с различными министерствами двух стран.
– Если это решение будет принято, мы как минимум в два раза ускорим срок принятия решений по высокотехнологичным вопросам, - подчеркнул Алексей Кубрин.
Во время секционного заседания участники обсудили также инструменты сближения законодательств Беларуси и России на современном этапе. Как подчеркнул директор Национального центра законодательства и правовых исследований Беларуси Вадим Ипатов, оба государства являются участниками многоскоростной интеграции, участвуя в различных интеграционных образованиях, прежде всего регионального уровня.
- Мы уже неоднократно обсуждали вопросы унификации и гармонизации законодательства России и Беларуси. Это, прежде всего, снятие всех барьеров, которое предполагает взаимоотношения между органами власти и гражданами. За время существования Союзного государства успешно осуществляется гармонизация гражданского законодательства, законодательства в сфере туризма, формирования единого миграционного и визового пространств двух государств, а также порядка поступления в вузы, оказания медицинской помощи. Предпринимаются активные шаги по сближению трудового законодательства, законодательства о социальном обслуживании. Сегодня проводится гармонизация законодательств Беларуси и России в области составления консолидированной финансовой отчетности и единых правил конкуренции, - сказал Вадим Ипатов.
С докладами выступили также участники семинара от российской стороны. По завершении заседания секции состоялось подписание соглашения о дружбе и сотрудничестве между городом Минусинском Красноярского края Российской Федерации и городом Ивье Гродненской области.