Механизм народовластия. В чем особая роль Всебелорусского народного собрания и какие у него будут полномочия

 

Всебелорусское народное собрание возьмет на себя функцию стабилизатора для общества
 

В минувший вторник у Президента рассмотрели доработанный с учетом общественного обсуждения проект закона «О Всебелорусском народном собрании». Документ практически готов к внесению в Парламент. Однако до сих пор в обществе нередко можно услышать разного рода домыслы и рассуждения о том, что ВНС, дескать, — это лишняя структура, что оно требует неких баснословных расходов для страны, что в состав народного вече войдут одни лишь чиновники да руководители и ничего они якобы не решают. Глава государства на совещании развеял все сомнения и заблуждения подобного рода и, что называется, расставил точки над «i» в данном вопросе. Итак, каким быть Всебелорусскому народному собранию и в чем же его суть и смысл?
 
 
Президент Александр Лукашенко:

— Всебелорусское народное собрание — стабилизатор общества. В этом его главная роль — стабилизировать общество на всех этапах его развития. И если возникнет необходимость, то именно на его площадке надо будет договариваться… Нам спокойной жизни не дадут. Если появятся внутренние причины к столкновению, мы что, лоб в лоб, стенка на стенку пойдем друг на друга? Этого быть не должно. А тогда какой механизм? Вот мы и предлагаем народу и государству этот механизм — Всебелорусское народное собрание… И если вдруг что, там решится главный вопрос.

На совещании по вопросам приведения отдельных законов в соответствие с обновленной Конституцией, 13 декабря 2022 года.

 

Сохранить устойчивость и преемственность

 

Президент Александр Лукашенко:

— Если только какой-то конфликт — партии там возбудились, ветви власти начали гнуться в разные стороны, это перешло в общество, грозит гражданской войной… Что тогда? А тогда Всебелорусское народное собрание. И люди должны понимать, что есть такой орган, который соберется и примет решение.

 

Петр Петровский, политический аналитик, научный сотрудник Института философии НАН Беларуси:

— Главная роль Всебелорусского народного собрания — сохранение устойчивости политической системы и преемственности.  

 

Это альтернатива всевозможным майданам, бунтам, украинским сценариям, это именно то, что принято называть цивилизованным путем политических процессов.  

 

ВНС — это тот вариант, который позволит нам не только сохраниться как суверенному независимому государству в нынешних сложнейших условиях, но и сформировать преемственность. Любая же «цветная революция» — это наглядный пример того, как вместо естественных демократических процессов и легитимности системы происходят мятежи, госперевороты, хаос и дестабилизация ситуации, девальвация и обнуление институтов как гражданского общества, так и демократии в целом. И наша главная задача — не допустить подобных сценариев.

 

Профессионализм и компетентность

 

Президент Александр Лукашенко (о делегатах ВНС. — Прим. ред.):

— Это должны быть профессионалы. Это не свадебные генералы, которые приехали, посидели, кто-то что-то понял — не понял, отсидел, уехал. Таких там быть не должно. Это должны быть люди знающие, с богатым опытом за плечами.

 

Олег Романов, председатель Республиканского общественного объединения «Белая Русь», член Совета Республики Национального собрания:

— Роль гражданского общества при выдвижении делегатов ВНС будет состоять в том, чтобы в Собрании были представлены все значимые социальные группы — для того чтобы Всебелорусское народное собрание отражало всю сложность и многомерность социальной структуры белорусского общества. И чтобы при обсуждении вопросов, которые будут выноситься на повестку дня ВНС, были учтены мнения, видения, позиции всех наших сообществ: профессиональных, региональных и так далее. 

 

Делегатами ВНС должны быть не просто представители тех или иных социальных групп, это должны быть лучшие представители — своих регионов, профессий, трудовых коллективов. 

 

И в этом смысле на структурах, которые будут выдвигать делегатов ВНС, лежит большая ответственность за то, чтобы это были люди профессиональные, глубоко понимающие основные тенденции развития современной общественной жизни, что объективно и реально происходит в стране и в мире. Сочетание этих двух компетенций — профессионализма и глубокого понимания общественной жизни — позволит быть реальными субъектами политического творчества, настоящими участниками обсуждения, а не пассивными зрителями и слушателями.

 

Стратегические решения

 

Президент Александр Лукашенко:
 
— Надо, простите за слово, «вбить» всем нам в мозги, что не надо бежать во Всебелорусское народное собрание и загружать его вопросами строительства домов, заборов, крыш, туалетов. Это не функция (ВНС. — Прим. ред.). Будут прописаны исключительные вопросы, глобальные вопросы, которые должны решаться в нашей стране… Это стратегия, как будем жить дальше, как будем развиваться.
 

Николай Веремеев, доцент кафедры политологии БГЭУ, кандидат политических наук:

— Действительно, Всебелорусское народное собрание должно рассматривать стратегические задачи. Насколько я помню, еще на стадии формирования и работы этого органа шла речь о том, что Собрание это станет «коллективным Президентом». И если эта структура — высшая форма народного представительства, она должна и вопросы рассматривать, соответствующие своему масштабу. Не имеет смысла дублировать полномочия и компетенции исполнительных органов власти, которые занимаются тактическими вопросами, — есть представительные органы, исполнительные комитеты и администрации городов и районов, именно на их уровне должны находить решение локальные вопросы. На уровне же Всебелорусского народного собрания речь может идти о знаковых, стратегических вопросах, которые требуют внимания широкой общественности страны в целом.

 

Широкое представительство

 

Президент Александр Лукашенко:

— Представителей трудовых коллективов там (в составе ВНС. — Прим. ред.) будет процентов 90. Только пути движения в это Собрание несколько иные. Не напрямую: собрался завод, выдвинул своего представителя, и он во Всебелорусском народном собрании. Там представлены и депутаты, и от партий, общественных организаций — а это и есть трудовые коллективы. Это учителя, рабочие, крестьяне, врачи и так далее.

 

Дмитрий Швайба, председатель Совета Минской областной организации Белхимпрофсоюза, кандидат экономических наук:

— Еще когда вызревала идея конституционного оформления ВНС, задача ставилась обеспечить представительство трудовых коллективов и регионов. И в общем-то из сформированной правовой базы и предлагаемых сегодня проектов понятно, что эта задача выполнена, главное теперь — обеспечить это на практике. Представители трудовых коллективов войдут в ВНС через квоту гражданского общества, через участие депутатов местных Советов, осуществляющих свою деятельность на неосвобожденной основе (их основной род деятельности — работа в трудовых коллективах). Они обеспечат ту необходимую связь идей и задач, которые будут рассматриваться на уровне ВНС. И они же чутко будут ощущать дыхание общества и процессов, происходящих в регионах.

 

И потому утверждения, что Всебелорусское народное собрание превратится в очередное собрание чиновников, просто ничтожны. Подобное могут говорить люди, либо незнакомые с правовой базой и предлагаемыми проектами законодательства, либо сознательно вбрасывающие деструктивную линию в информационное пространство.

 

ВАЖНО ЗНАТЬ

Решения Всебелорусского народного собрания являются обязательными для исполнения и могут отменять правовые акты, иные решения государственных органов и должностных лиц, противоречащие интересам национальной безопасности, за исключением актов судебных органов.

Структура, роль и функции ВНС

Всебелорусское народное собрание — высший представительный орган народовластия Республики Беларусь, определяющий стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающий незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие.

 

Функции и полномочия ВНС:

♦ утверждает основные направления внутренней и внешней политики, Военную доктрину, концепцию национальной безопасности;

♦ утверждает программы социально-экономического развития Республики Беларусь;

♦ заслушивает Премьер-министра о выполнении программ социально-экономического развития Республики Беларусь;

♦ предлагает изменения и дополнения в Конституцию;

♦ предлагает проведение республиканских референдумов;

♦ вправе рассматривать вопрос о легитимности выборов;

♦ принимает решение о смещении Президента с должности в случае систематического или грубого нарушения им Конституции либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления;

♦ вправе ввести на территории Республики Беларусь чрезвычайное или военное положение при наличии оснований, предусмотренных Конституцией, и в случае бездействия Президента по этим вопросам; введение чрезвычайного или военного положения рассматривается Всебелорусским народным собранием по инициативе Президиума ВНС или Совета Республики;

♦ награждает Президента государственными наградами, а также предлагает лиц для награждения государственными наградами;

♦ по предложению Президента, предварительно согласованному с Президиумом Всебелорусского народного собрания:

♦ избирает Председателя, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда и освобождает их от должности по основаниям, предусмотренным законом;

♦ избирает Председателя, заместителей Председателя и судей Верховного Суда и освобождает их от должности по основаниям, предусмотренным законом;

♦ избирает Председателя и членов Центральной избирательной комиссии и освобождает их от должности по основаниям, предусмотренным законом;

♦ по предложению Президента принимает решение о возможности направления военнослужащих, сотрудников военизированных организаций, иных лиц за пределы Республики Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности;

♦ устанавливает государственные праздники и праздничные дни;

♦ дает обязательные для исполнения поручения государственным органам и должностным лицам, получает информацию от государственных органов и должностных лиц, осуществляет иные установленные Конституцией и законом полномочия, необходимые для реализации возложенных на него конституционных функций.

АКЦЕНТ

Кто войдет в состав ВНС

Светлана Любецкая, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по законодательству:

— Идеи, которые закладываются в порядок формирования ВНС, должны послужить образованию профессионального, ответственного состава Собрания из людей, которым выказывается доверие большими народными массами. Самовыдвижение — это, конечно, хорошо. Можно себя оценивать очень высоко. Но соответствует ли эта субъективная оценка объективному мнению — это вопрос. Поэтому в законопроекте и предлагается такой механизм: выдвинуть делегатов на ВНС должны большие группы людей. В частности, если мы говорим о гражданском обществе, то кандидата должны поддержать не один, два или три человека. Это большие общественные объединения, массовые, где эти люди себя показали, зарекомендовали, есть представление об их профессиональных, человеческих качествах, о способности принимать решения.

Что касается депутатов, которых избирают делегатами ВНС, они же тоже проходят такую общественную оценку избирателей в период выборов. И это как раз таки решение граждан: доверят ли они этим людям представлять свои интересы, в том числе в рамках компетенций Собрания. Будет единый день голосования в 2024 году. И это очень знаковый период, когда момент истины и наступит.

В состав ВНС будут входить представители различных сфер государственного управления и жизнедеятельности. Такой комплексный институт, который сочетает в себе как профессиональные качества, так и общественные подходы и позиции, в том числе представляет интересы граждан на местах, призван привести к наиболее выверенным, разумным, устраивающим большинство людей решениям.

ПОРЯДОК РАБОТЫ

♦ Делегат ВНС принимает участие в работе Всебелорусского народного собрания без отрыва от трудовой (служебной) деятельности.

♦ Заседания Всебелорусского народного собрания проводятся не реже одного раза в год.

♦ Всебелорусское народное собрание может быть созвано на внеочередное заседание по инициативе Президента, Президиума ВНС, обеих палат Национального собрания (совместным решением), а также по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.

 

СБ

 
Подписывайтесь на нас в Telegram и Viber!