“Лучшие страницы моей жизни связаны с авиацией”. Накануне Дня военно-воздушных сил встретились со щучинцем Анатолием Бышуком, служившем на нашем аэродроме

 

А ведь когда в далёком 1976 году выпускнику Васильковского военного авиационно-технического училища Анатолию Бышуку, прибывшему по распределению в Белорусский военный округ, в штабе армии сказали: “Вы поедете служить в Щучин – в самый лучший полк!”, юный лейтенант был удивлён. Про город этот раньше ничего-то и не слышал.

 

Думал ли тогда Анатолий, что именно здесь он обретёт вторую Родину, надёжно закрепится и искренне полюбит этот уютный белорусский городок. А 10-й ОРАП – отдельный разведывательный авиационный полк – не просто лучший, а легендарный – действительно вписавший славные героические страницы в историю авиации СССР, а затем и Республики Беларусь.

 

Из мирного Щучина – в горячие точки

– В качестве авиатехника, отвечающего за подготовку самолёта к полёту, я попал в третье звено. Командиром экипажа МиГ-21 тогда был лейтенант Рябов – ныне полковник, один из самых известных лётчиков, механиком – прапорщик Концевик, – вспоминает сегодня капитан запаса А.А. Бышук. – Благодарен за наставничество тогдашнему начальнику звена Игорю Капицыну, который поддерживал словами: “У тебя всё получится!” В профессию входил легко, хотя рабочие будни были очень напряжёнными. Но выручало то, что с особым интересом изучал технические науки и конструкцию самолётов в училище. Да и специфика работы была уже знакома благодаря стажировке в Северо-Кавказском военном округе, где мы, будучи курсантами-выпускниками, сдали зачеты и получили допуск самостоятельно обслуживать боевые машины.

 

 

Авиатехник А.А. Бышук успешно нарабатывал опыт, становился профессионалом. Бывало, что за смену из 16 вылетов девять были из числа подготовленных им самолётов. Особенно много внимания и концентрированности требовали учебные боевые машины, а это как раз находилось в зоне ответственности Анатолия Андреевича.

 

Безусловно, толкового и ответственного специалиста не могли не заметить. Несмотря на молодость и отсутствие членства в КПСС, лейтенанта Бышука в феврале 1978 года отправляют в спецкомандировку в Эфиопию. Вообще личный состав 10-го ОРАП не единожды участвовал в локальных конфликтах в горячих точках планеты, выполняя интернациональный долг в Алжире и Анголе, Эфиопии и Мозамбике, Ираке и Ливане, Ливии и Афганистане.

 

Боевое крещение

Но вернёмся к событиям той первой спецкомандировки Анатолия Бышука. Как известно, весомую роль в военном конфликте между Эфиопией и Сомали сыграли советские лётчики и авиатехники.

 

– Однако на аэродроме Дыре-Дауа, где мне довелось в то время служить, на МиГах для участия в боевых операциях взлетали кубинские пилоты, – рассказывает Анатолий Андреевич. – Отдельная история, как мы добирались до далёкой Эфиопии: из подмосковного Иванова летели целых 18 часов! А когда была посадка на заправку в Йемене, нам удалось… искупаться в Красном море. Притом что это происходило 14 февраля, и в Щучине лежал снег! Но, конечно, меньше всего мы тогда думали об экзотике и отдыхе. На борту у нас были два разобранных самолёта, которые по месту прибытия предстояло, что называется, по винтику собрать и подготовить к серьёзным операциям. Всё это – совсем небольшой группой авиатехников. Очень ответственная задача, но мы справились…

 

Пожалуй, самое опасное испытание у лейтенанта Бышука было впереди. Однажды сомалийские войска прорвали оборону, и прямо на аэродром шли танки противника. Выпущенные снаряды снесли верхний этаж командно-диспетчерского пункта. Завязался серьёзный бой.

 

– Вот тогда у меня впервые появилась седина – в 23 года, – теперь уже с грустной улыбкой говорит Анатолий Андреевич.

 

 

К счастью, весной 1978 года военный конфликт был исчерпан: сомалийцы вывели свои войска с территории Эфиопии. В июле 1978-го, получив колоссальный опыт, авиатехник Бышук возвратился в родной гарнизон, чтобы вновь приступить к своим привычным обязанностям в мирных условиях.

 

О мужестве, о доблести, о славе…

Следующий экзамен на прочность – Афганистан. В нашем городе не понаслышке знают, как 15 июля 1983 года эскадрилья Владимира Рябова вылетела в Кабул. Личный состав насчитывал 149 человек. Был в их числе и старший лейтенант Бышук. Его возвращения ждала молодая жена.

 

 

– В Афганистане потрясали мужество и мастерство наших лётчиков, их способность сражаться в экстремальных условиях, виртуозно владеть боевой машиной среди горных хребтов и сложнейшего рельефа при взлётах и посадках. Эскадрилья участвовала во многих боевых операциях, – при этом наш собеседник скромно умалчивает, что был из тех, кто надежно готовил эти боевые машины к столь опасным полётам. – Много можно рассказать о подвигах наших щучинских авиаторов. Владимиру Рябову за множество выполненных боевых заданий с оценкой “отлично” было присвоено звание “лётчик-снайпер”. Бесценен опыт лётчика Владимира Коваля, других ассов. Так, в феврале 1984 года пара самолётов МиГ-21Р, которыми управляли мой командир Геннадий Шевченко и тогда ещё совсем молодой лётчик Юрий Ковтонюк, неожиданно попала под обстрел из крупнокалиберных пулемётов ДШК. Самолёт Ю.В. Ковтонюка получил многочисленные пробоины, стал почти неуправляем. Ведущий – капитан Шевченко – выбрал оптимальный маршрут для возвращения на базу – по ущелью! Ведомый Ю.В. Ковтонюк дотянул до аэродрома, в аварийном режиме выпустил шасси и посадил самолёт. К сожалению, потом уже в мирной жизни я узнал, что Г.И. Шевченко погиб в небе при других обстоятельствах.

 

 

Сам Анатолий Бышук за свою службу был награждён медалями “За боевые заслуги”, “За отличие в воинской службе” І степени, медалью “От благодарного афганского народа”.

 

Зачет сдавал конструктору лично и на отлично!

– В нашем деле нельзя стоять на месте. Нужно было постоянно совершенствоваться, углублять знания, а то и вовсе переучиваться: на смену одним боевым машинам приходила техника нового поколения. Так случилось и в 90-х, – продолжает свой рассказ Анатолий Андреевич. – Я поехал на переобучение в Новосибирск – осваивать СУ-24. Там был аттестован как старший техник по средствам аварийного покидания самолёта. Любопытно то, что зачёт у меня принимал сам конструктор, принимавший участие в разработке этого катапультного кресла. Экзаменовал он детально, но моими знаниями остался доволен.

 

 

Так уж случилось, что в декабре 1992 года произошло сокращение армии. Капитан Бышук принял непростое решение стать гражданским человеком. Конечно же, не сидел без дела. Его технические знания были востребованы в организациях района, а в последние годы Анатолий Андреевич трудился в ОАО “Щучинагрохимсервис”. Сейчас бывший авиатор на заслуженном отдыхе.

 

 

– Наконец появилась возможность много времени уделять родным и близким. Жена Данута – преподаватель музыки, пианистка. Дочь с зятем – врачи, живут и работают в Минске, – делится мыслями о своей семье Анатолий Андреевич. – С удовольствием помогаю воспитывать 6-летнюю внучку Киру и маленького Марка. Это настоящая отрада – видеть, как они подрастают. А когда внучок повзрослеет, обязательно отведу его к Острову слёз. В Минске это священное для всех воинов-интернационалистов место, расскажу о своих боевых товарищах, о том, что больше всего на свете надо беречь мир.

 

 

Татьяна СТУПАКЕВИЧ.
Фото автора и из архива А.А. Бышука.

 
Подписывайтесь на нас в Telegram и Viber!