«Конкуренция высокая, хочется выступить достойно». Лучшие педагоги Гродненщины готовятся к финалу республиканского конкурса профмастерства «Учитель года–2023»
Конкурс проходит один раз в три года и включает в себя четыре этапа: школьный, районный, областной и республиканский. В нынешнем году состязание состоится уже в тринадцатый раз. Для участия в нем из учреждений общего среднего образования Гродненской области было подано более 1,5 тысячи заявок. Однако до районного этапа дошли лишь 359 участников. За право стать победителем областного этапа конкурса боролось уже 86 педагогов, пишет "ГП".
Напомним, финал регионального этапа конкурса проходил в Гродненском областном институте развития образования. Тогда жюри оценивало видео- и мультимедийные самопрезентации, методические разработки и описания систем педагогической деятельности. Члены жюри посетили более 700 открытых уроков и мастер-классов, а также провели психолого-педагогическое тестирование. В результате всех испытаний были определены победители в каждой конкурсной номинации. Кстати, с 2014 года конкурс профессионального мастерства педагогических работников проходит в измененном формате. Сейчас победители определяются уже не в 3, а в 8 категориях по различным предметным направлениям.
Работа на результат
По словам проректора по научно-методической работе Гродненского областного института развития образования Марины Добродушенко, за время существования конкурса представители Гродненщины трижды становились его победителями.
– В этом году по итогам всех отборочных туров нашу область в финале республиканского конкурса будут представлять учителя истории и музыки из Свислочского района, учителя иностранного языка и начальной школы из Волковысского района, воспитатель дошкольного образования из Лидского района и учителя биологии и белорусского языка из Октябрьского района Гродно. Из Ленинского района областного центра на конкурс отправится учитель физики, – рассказала Марина Добродушенко.
Уже 18 сентября в столице стартует финал, поэтому сейчас номинанты активно занимаются подготовкой, чтобы достойно представить Гродненщину. В первую очередь, педагоги дорабатывали опыт педагогической деятельности, записанный на бумажном носителе, который необходимо было предоставить комиссии еще до начала финальных испытаний. После все идеи педагогического опыта участникам необходимо будет продемонстрировать в ходе мастер-класса для студентов старших курсов высших учебных заведений Минска. Кроме того, конкурсантов ждет прохождение психолого-педагогического тестирования, публичное выступление перед педагогической общественностью, конструирование плана урока по заданной членами жюри теме и проведение урока в незнакомом классе. Важной частью конкурса станет выступление педагогической команды, которой необходимо будет представить достижения Гродненщины в педагогической сфере.
– Именно в этих мероприятиях будет транслироваться весь профессионализм наших педагогов. Конечно, это волнительно. Нужно быть гибким, мобильным, предусмотреть всевозможные варианты, чтобы продемонстрировать высокий уровень профессионального мастерства, – отметила Марина Добродушенко.
«Хочу выступить достойно»
Учитель биологии средней школы №40 имени В. И. Кремко города Гродно Олеся Давыдик одержала победу на областном этапе конкурса в номинации «Химия, биология». По словам педагога с 15-летним стажем, изначально она не рассчитывала дойти до республиканского этапа, но, преодолевая испытания, поняла, что достойна выступить в финале и побороться за звание лучшего учителя года.
– Три года назад я повысила категорию, поэтому у меня уже был готов материал по педагогическому опыту. Я доработала его и использовала для участия в районном этапе конкурса. Больше внимания пришлось уделить мастер-классу и подготовке урока в незнакомом классе, но и с этим у меня проблем не возникло. Теперь, когда я готовлюсь к республиканскому этапу, понимаю, что это очень высокий уровень, будет большая конкуренция, но хочу дойти до конца и достойно выступить. Осознание, что я представляю на конкурсе всю нашу область, добавляет ответственности, но вместе с тем я понимаю, что за меня переживают и мной уже гордятся, – поделилась Олеся Давыдик.
«Педагогика – часть меня»
В номинации «История, обществоведение, география» Гродненщину на конкурсе профмастерства представит учитель истории средней школы № 2 имени Н. П. Массонова города Свислочь Владимир Михальчик. Владимир Владимирович работает педагогом 13 лет, и в 2017 году уже выдвигал свою кандидатуру на конкурсе профессионального мастерства, но тогда дойти до областного этапа не получилось. Спустя годы педагог вновь решил покорить пьедестал педагогического искусства. По словам Владимира, участие в конкурсе – это возможность не только повысить уровень своей подготовки, но и поделиться с коллегами своими знаниями и наработками.
– Я хочу показать, насколько интересными и увлекательными могут быть уроки истории. Еще с детства я понимал, что мое призвание – быть учителем. Я умел хорошо доносить информацию, очень занимательно рассказывать о событиях далекого прошлого. Поэтому не стал идти наперекор судьбе и выбрал этот путь. Сегодня с уверенностью могу сказать, что педагогика – это часть меня, – поделился Владимир Михальчик. – Находясь буквально в двух шагах от финала, я хочу сказать огромное спасибо за поддержку моим коллегам и администрации нашего учреждения образования, районному учебно-методическому кабинету, а также методистам Гродненского областного института развития образования, которые помогли мне систематизировать информацию, предложили новые идеи для апробации и дальнейшего внедрения в систему обучения, – сказал Владимир Михальчик.
«Главное – показать свой максимум»
Учитель музыки гимназии №1 имени К. Калиновского города Свислочь Нина Савко одержала победу на областном этапе конкурса в номинации «Музыка, изобразительное искусство, искусство (отечественная и мировая художественная культура), трудовое обучение, черчение, физическая культура и здоровье, допризывная подготовка».
– Я работаю учителем уже 25 лет, но все равно для меня очень волнительно принимать участие в таком масштабном конкурсе. Честно говоря, все испытания были непростыми. Больше всего трудностей обычно возникает при ведении урока в незнакомом классе. Потому что здесь все непредсказуемо: ты не знаешь детей, их уровень и возможности. Здесь нужно быть максимально сконцентрированным, но вместе с тем нельзя переборщить с серьезностью: дети чувствуют твое настроение, и от этого во многом зависит атмосфера на занятии, – поделилась Нина Савко. – На протяжении всех испытаний я пыталась показать максимум своих возможностей, чтобы достойно представить на конкурсе свою гимназию, район, а сейчас уже всю область.
К слову, в этом году к традиционному конкурсу «Учитель года» впервые присоединился республиканский фестиваль молодых педагогов «Педагогический дебют». Его финал состоится 28 сентября в Минске.