Комбриг из паровозного депо – одна из щучинских улиц носит имя Константина Заслонова – Героя Советского союза, командира партизанской бригады

Мне кажется, что каждый человек, который живёт на улице, названной в чью-то честь, обязательно должен знать, почему это имя вошло в историю. Особенно, если речь идёт о том, кто ценой собственной жизни защищал свою Родину…

 

 

Одна из щучинских улиц названа в честь Константина Заслонова – Героя Советского Союза, командира партизанской бригады.

 

Повзрослеть пришлось рано

 

Константин Заслонов появился на свет 7 января 1910 года в городе Осташков Калининской области. У отца было небольшое хозяйство: лошадь, жеребенок и две коровы. В 1930-е годы вся семья (отец, две его сестры и двое братьев) была раскулачена и выслана на Кольский полуостров, в Хибиногорск – сегодня это Кировск. Денег не хватало, и восьмилетний Костя работал пастухом, а через год пошел в школу. Одновременно работать и учиться было нелегко. Сестра Татьяна рассказывала: “Костя был одним из старших детей, ему приходилось работать наравне со взрослыми. Бывало, разбудят до рассвета молотить, он проработает часа три-четыре и так, недоспавши и наработавшись, шел в школу”. В 1927 году школьная комсомольская организация направила Константина как отличника в Великолукскую профтехшколу железнодорожного транспорта, которую он окончил в 1930 году.

 

На Дальнем Востоке

 

По комсомольскому призыву вместе с женой Заслонов был направлен на Дальний Восток, где восстанавливал депо на станции Вяземская под Хабаровском. В 1935 году он стал помощником начальника паровозного депо Новосибирска. В семье родилась дочь Муза. Из-за голода здоровье жены стало резко ухудшаться, и Константин отправил ее вместе с дочерью в Витебск. Но сам уехать не мог, чтобы не “опозорить честь комсомольца-добровольца”. По воспоминаниям дочери, прибыв в Витебск, жена прислала обратно открытку, будто бы Заслонова срочно вызывают на учебу в Ленинградский институт инженеров дорожного транспорта, и его отпустили учиться.

 

Первые дни войны

 

Так он вернулся в Витебск и стал работать в железнодорожном депо. С 1937 года был начальником депо станции Рославль, а с октября 1939 года – станции Орша.

 

Орша была крупным железнодорожным узлом, и с 23 июня 1941 года подвергалась бомбежке по несколько раз в день. Железнодорожники сутками не выходили из депо, днем и ночью ремонтировали паровозы. Руководил работами Константин Заслонов. В первые две недели войны более 150 паровозов резервного парка были подготовлены и выданы под составы.

 

 

2 июля Заслонов получил приказ о немедленной эвакуации оборудования паровозного депо, а через десять дней с воинским эшелоном покинул Оршу и Константин Сергеевич. Добравшись до Москвы, Заслонов обратился в Наркомат путей сообщения с просьбой отправить его на оккупированную территорию организовывать сопротивление фашистам.

 

Незримые мстители

 

В сентябре 1941 года в Москве Константин Сергеевич из 30-ти оршанских железнодорожников сформировал партизанский отряд, и 1 октября они начали продвижение по оккупированной территории. До родного города 15 ноября дошли всего пятеро. Легализовавшись в Орше, в ноябре Заслонов устроился на работу в Оршанское депо начальником русских паровозных бригад. 2 декабря 1941 года Константин Сергеевич приступил к работе. Используя старые связи и новые возможности, Заслонов создал и возглавил несколько подпольных диверсионных групп, которые вместе с другими подпольными группами Оршанского антифашистского подполья во время Московской битвы 1941-1942 годов парализовали работу железнодорожного узла. Основной удар наносился по паровозному парку.

 

Заслоновцы добывали взрывчатку и изготавливали угольные мины для проведения диверсий на коммуникациях врага. Успешно использовались и ночные бомбардировки узла. Немцы во время бомбардировок отсиживались в бункерах, в то время как отряд Заслонова мог свободно распоряжаться депо. После бомбежек тяжело было разобрать, какие аварии произошли по вине бомбежек, а какие нет. За три месяца подпольщики-заслоновцы организовали около 100 крушений поездов, вывели из строя, уничтожили более 200 паровозов, тысячи вагонов и цистерн, свыше 200 автомашин и другой техники врага. Диверсиям способствовала и суровая зима – небывалые сорокаградусные морозы позволили подпольщикам блокировать всю систему обеспечения станции водой.

 

Заслонов хорошо понимал, что когда-нибудь придется покинуть Оршу. Поэтому еще в январе 1942 года приступил к подготовке лесной базы. Под угрозой провала Заслонов с группой подпольщиков ушел из Орши и развернул партизанскую борьбу. С февраля 1942 года он стал командиром партизанского отряда, который насчитывал 35 человек, и уже в марте состоялась первая боевая операция: уничтожение продовольственных складов.

 

15 июля 1942 года было принято решение о создании на базе партизанского отряда, насчитывавшего к тому времени 250 человек, партизанской бригады “Дяди Коли”, которая после его смерти получила наименование “1-я партизанская бригада имени К.С. Заслонова”. Партизаны бригады под руководством комбрига совершали диверсии на железных дорогах Орша-Смоленск, Витебск-Полоцк, Витебск-Орша, на шоссейных и грунтовых дорогах.

 

Погиб в бою

 

13 ноября 1942 года фашисты, узнав о том, что в деревне Куповать находится штаб бригады Заслонова, окружили ее. Более четырех часов продолжался бой. Заслонов решил дождаться темноты и идти на прорыв. Его скосила пулеметная очередь. 14 ноября 1942 года в бою с карателями у деревни Куповать Сенненского района легендарный комбриг погиб. Ему шел 33-й год. Поскольку даже за мертвого Заслонова немецкая администрация обещала большое вознаграждение, то местные жители деревни спрятали его тело. Позже тела погибших партизан были похоронены. После войны Константин Сергеевич Заслонов был перезахоронен в Орше.

 

 

7 марта 1943 года ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Он награжден двумя орденами Ленина и медалью.

 

И вновь весна на улице Заслонова

 

…Почти 60 лет из своих 85-ти живёт на улице Заслонова в Щучине Владислава Адамовна Сороко. Родом она из деревушки Кемяны Щучинского района, а в 1961 году вместе с семьёй перебралась в новый дом, который они сами построили в райцентре и выбрали для этого тихий уголок города.

 

– Улица росла и благоустраивалась на наших глазах, – рассказывает Владислава Адамовна. – Сразу это, скорее, была тропинка, которую протоптали работники завода “Автопровод”. Потом здесь проложили коммуникации, заасфальтировали пешеходную дорожку, а затем и проезжую часть. Знаю ли я, кто этот человек, чьим именем названа ставшая мне родной улица? Конечно! Это знаменитый партизанский командир, благодаря которому в годы Великой Отечественной войны было уничтожено большое количество немецких захватчиков, пущены по откос фашистские поезда. Живёт наша улица, а вместе с ней и память об этом герое.

 

Родной стала улица Заслонова и для щучинца Евгения Здановича. Сегодня он студент второго курса Гродненского медуниверситета. Когда-то его родители купили домик на этой улице.

 

– Это тихая и спокойная улочка моего родного города, – говорит Евгений. – Всегда приезжаю домой с большим удовольствием. Здесь – моя малая родина, тот уголок земли, который мне очень дорог. Здесь красиво в любое время года: и весной, когда цветут сады, и летом, когда всё утопает в зелени… Уверен, что на нашей улице живут люди, которые, как и Константин Заслонов – легендарный партизанский комбриг – всем сердцем любят свою Родину.

 

Цветут сады на улице Заслонова… Мы помним героев, которые ценой собственной жизни завоевали для нас свободу, независимость и мирное небо.

 

Подготовила Анна РУДСКАЯ.
Фото из интернет-источника.

 
Подписывайтесь на нас в Telegram и Viber!