В Беларуси утверждена новая редакция Кодекса об образовании. Закон, которым он утверждается, Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал 31 января. Это событие не стало неожиданностью: обсуждение проекта изменений длилось больше года. За это время прошли два парламентских чтения, были проведены отдельные парламентские слушания с участием профессиональной общественности. Новая редакция Кодекса об образовании начнет действовать с сентября этого года. Многие эксперты и представители педагогической общественности говорят о том, что все новации, внесенные в документ, будут полезны системе образования страны.
Своим видением, чего ожидать от изменений в кодексе, с нами поделилась ректор Гродненского государственного университета имени Янки Купалы Ирина Китурко. По ее словам, каждая поправка имеет большое значение для всей системы образования. Перед беседой с нами ректор определила ТОП новаций, которые, с ее точки зрения, значительно повлияют на качество образовательного процесса, в том числе в высшей школе.
С учетом мнений всех заинтересованных
– Ирина Фёдоровна, как Вы считаете, в чем заключается необходимость вносить изменения в систему образования?
– Какое из изменений в документе можете выделить в первую очередь?
– В новом кодексе явно прослеживается свежий взгляд на систему образования в целом. Это видно начиная с первых страниц документа, с глоссария. Там появились новые определения, термины, понятия, которых еще 10 лет назад не существовало. Расширяется само понятие «образование». Констатируется, что образование – это не только развитие личности, но и приобретение ею компетенций, которые потом можно применять в разных сферах жизни на благо себя и своей семьи, страны и народа.
Очень важной концептуальной новацией в кодексе, к слову, как и в проекте обновленной Конституции, является усиление патриотической и воспитательной составляющей. Я убеждена, что чувство патриотизма – это главное чувство, которое должно быть присуще истинному гражданину своей страны. А потому очень важно воспитывать его в наших юных белорусах с ранних лет. Чтобы в школу, а позже в университет или колледж молодежь приходила с уже сформировавшейся позицией, с чувством любви к Родине, с пониманием того, что будущее страны – в наших руках и что только своими добрыми делами и трудом можно прославлять свою страну и народ. Именно поэтому патриотизм проходит лейтмотивом в новом Кодексе об образовании.
– Несмотря на новую редакцию, в кодексе сохранились основные положения, на которых все эти годы держится система образования.
– Совершенно верно. Речь, к примеру, о равноправии в получении образования, о социальной поддержке обучающихся. У национальной системы образования есть лицо, и, внедряя новеллы, мы его не потеряли. И это позволило сегодня подойти к гармонизации системы образования Беларуси с мировым образовательным пространством. Это важное концептуальное новшество.
Продолжая тему международного сотрудничества, хочу отметить новый пункт в кодексе, где сказано о грантах для иностранных граждан на обучение в нашей стране. На мой взгляд, это необходимо для популяризации и укрепления международного имиджа национальной системы высшего образования. Как показывает практика нашего университета, если иностранным студентам понравилось учиться у нас, они, вернувшись на родину, мотивируют своих сограждан получать образование в Республике Беларусь.
Широкие возможности для каждого
– Активному общественному обсуждению подвергся пункт, где говорится об инклюзии. Что под этим понимает обновленный Кодекс об образовании?
– Действительно, это так, и неспроста: это совершенно новые подходы, которых ранее в кодексе не было. Инклюзия подразумевает закрепление в кодексе гарантии того, что образование в нашей стране может получить каждый человек, независимо от возраста, пола, социального статуса, состояния здоровья, географического места расположения. Стоит понимать, что инклюзия не просто обучение людей с ограниченными возможностями. Это широкие возможности для каждого белоруса и очередное проявление социальной ориентированности нашего государства.
– Давайте более подробно остановимся на изменениях в системе высшего образования.
– Претерпели изменения также статьи, где говорится о целевой подготовке студентов.
– До сих пор целевая подготовка была ограничена географией. Направление на обучение абитуриентам могли выдать лишь организации и предприятия сельских населенных пунктов и городов с населением не более 20 тысяч человек. Но мы говорим о том, что подготовка должна быть практико-ориентированной, в ней должен быть заинтересован наниматель.
Расширение целевой подготовки, с нашей точки зрения, вызовет заинтересованность нанимателей в формировании учебных планов и программ. Таким образом, работодатель будет принимать непосредственное участие в том, как проходит подготовка его будущего сотрудника, какими компетенциями он будет обладать на выходе и насколько будет способен применить их на практике. Это будет своего рода кластерный подход, где объединятся усилия учреждений образования, нанимателей, абитуриентов и других субъектов.
Сотрудничество вузов
– В новом кодексе, кроме всего прочего, появились нормы, которые направлены на более активное взаимодействие университетов внутри страны. Как Вы думаете, чего ждать от такого сотрудничества?
– Речь идет о сетевом взаимодействии. Сегодня стало понятно, что в последние годы сетевая форма почему-то все больше применялась для обучения студентов с зарубежными вузами-партнерами. Однако положения нового кодекса дают возможность более тесно наладить сотрудничество и обмен лучшим опытом, внедрить его в университетах внутри страны. Нужно понять, что мы не конкуренты друг другу. Все университеты Беларуси решают одну задачу: подготовить достойных специалистов и сохранить их в стране. Для этого им нужно дать качественное образование, и именно поэтому важно поделиться передовыми наработками, которые есть в каждом вузе. Несомненно, это будет способствовать повышению качества образовательного процесса и укреплению позиций университетов нашей страны в международных рейтингах.
– Интерес в обществе вызывает еще одна новая норма: дополнительное образование для одаренных детей и молодежи. Насколько я понимаю, это подразумевает взаимодействие вуза со школой?
– Да, несомненно! Для раскрытия талантов одаренных детей и молодежи в нашей стране создан Национальный детский технопарк, отбор в который проводится на конкурсной основе управлениями образования. Но смысл не только в том, чтобы обучить юношей и девушек в технопарке, важно и далее создать условия, которые будут способствовать развитию их талантов. И здесь важную роль должны сыграть научно-технологические парки, созданные в университетах нашей страны. Они в современных условиях становятся той площадкой, где идеи ребят и компетенции, полученные в Национальном детском технопарке, должны реализоваться в качестве реального инновационного продукта. Уверена, такое тесное сотрудничество школ, Национального детского технопарка и университетов позволит нам вырастить будущих гениальных конструкторов, великих ученых, нобелевских лауреатов, генераторов прорывных идей.
– Вы правы. И я с гордостью могу сказать, что Гродненский государственный университет имени Янки Купалы уже четыре года применяет такую практику к выпускникам, которые приходят на работу в наш университет. То есть, если к нам устраивается выпускник, окончивший обучение на платной основе, по коллективному договору мы обеспечиваем ему определенные социальные гарантии. И то, что в кодексе уравняли права выпускников бюджетной и платной основ – это очередное подтверждение социальной ориентированности государства.