Катастрофа «Суперджета» в Шереметьево: что известно
Авиалайнер Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Аэрофлот» с регистрационным номером RA-89098 сгорел в московском аэропорту Шереметьево после аварийной посадки в воскресенье, 5 мая 2019 года. В результате авиакатастрофы погиб 41 человек.
Самолет выполнял рейс SU1492 Москва — Мурманск. Он взлетел в 18.03 по московскому времени. Согласно записи полета, сохранившейся в сервисе Flightradar24, в 18.10 он достиг высоты 3216 метров, после чего начал снижаться, заходя на посадку.
«Суперджет» коснулся взлетно-посадочной полосы Шереметьево примерно в 18.30 мск. Судя по записям с камер наблюдения и свидетельствам очевидцев, лайнер сильно ударился о поверхность полосы, его дважды подбросило, после чего он загорелся. Огонь начался в районе центроплана, моментально охватив всю заднюю часть самолета. В конце пробега самолет развернуло, и он остановился.
На борту авиалайнера находились 73 пассажира и пять членов экипажа. Сразу же после остановки бортпроводники объявили эвакуацию и стали помогать людям покинуть самолет.
На видеозаписях и фотоснимках видно, что две основные стойки шасси самолета либо не вышли, либо подломились во время посадки, и самолет лежит двигателями на земле, а передняя стойка шасси находится в выпущенном состоянии. В таком положении пассажирам пришлось покидать самолет по двум надувным трапам.
Черные ящики
В «Шереметьево» найдены оба «черных ящика» аварийного «Суперджета», они в нормальном состоянии. «Обнаружены и переданы специалистам Межгосударственного авиационного комитета (МАК) для расшифровки оба бортовых самописца — речевой и параметрический. Их состояние приемлемое для расшифровки. Расшифровка может занять от двух недель до месяца», — сказал источник Интерфакса.
Еще два «черных ящика» пока не найдены, сообщил РБК источник в спасательных службах. Устройства были установлены в хвостовой части лайнера, сильно пострадавшей от огня и жесткой посадки.
«Благодаря стюардессам я остался жив…»
Один из выживших пассажиров, Дмитрий Хлебушкин, рассказал журналистам о самоотверженной работе бортпроводниц. «Только благодаря стюардессам я остался жив, — сказал он. — Девочки стояли в помещении, где был газ, где было темно, где была самая высокая температура, а они оттуда вытаскивали людей и помогали спуститься на трапы».
В соцсетях широко обсуждались сообщения о том, что эвакуацию якобы затруднили сами пассажиры, которые пытались снять с полок ручную кладь. На видео из «Шереметьево» действительно заметно, что некоторые люди покидали самолет с вещами, в том числе с довольно крупными сумками.
Однако официальный представитель «Аэрофлота» Максим Фетисов сообщил, что эвакуация заняла 55 секунд при нормативе в 90.
Сразу после катастрофы пресса сообщила о 13 погибших, но уже после полуночи представитель пресс-службы Следственного комитета РФ Елена Марковская объявила, что погиб 41 человек. По ее словам, это 40 пассажиров и один член экипажа — насколько можно судить, речь идет о бортпроводнике.
В больницы из Шереметьево были доставлены не менее шести человек, трое из которых — в реанимацию. Министр здравоохранения Вероника Скворцова сообщила журналистам, что у наиболее тяжело пострадавших отмечаются ожоги и отравление продуктами горения. «В целом, мы надеемся, что прогноз у всех пациентов благоприятный. Самая тяжелая женщина на искусственной вентиляции легких в институте Вишневского», — сказала она.
Версии происшествия
Говорить о какой-то окончательной официальной версии катастрофы пока рано.
Пассажиры, летевшие этим рейсом, говорят, что видели, как в самолет ударила молния. В российских СМИ и соцсетях обсуждаются сообщения со ссылкой на пилотов о том, что именно после удара молнии в самолете могла отказать аппаратура.
Интерфакс со ссылкой на неназванный источник рассказал, что причиной возвращения самолета в Шереметьево мог стать отказ радиосвязи с землей.
«Экипаж подал сигнал о потере радиосвязи и запросил в этой связи возврат на аэродром вылета. Какое-то время экипаж поддерживал связь с диспетчерами по аварийному каналу, но потом отказал и он», — рассказал источник агентства.
По информации, которая попала в соцсети и СМИ, самолет также перешел в «ручной» режим управления. Superjet100 оснащен электродистанционной системой управления, когда пилот управляет не непосредственно самолетом, а делает это через бортовой компьютер, который корректирует сигналы.
В аварийной ситуации включается режим, когда действия пилота корректируются меньше.
В любом случае известно, что экипаж принял решение совершить экстренную посадку, причем, судя по траектории, он пытался дважды заходить на нее, вместо того, чтобы выработать топливо, как обычно происходит в подобных ситуациях. Это снизило бы вес самолета и упростило бы его посадку.
Уголовное дело российский Следственный комитет возбудил по статье 263 УК «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц».
Между тем, как сообщил официальный представитель «Аэрофлота» Максим Фетисов, командир сгоревшего «Суперджета» — опытный пилот с налетом в 1400 часов только на самолетах типа SSJ-100 и 6800 часов суммарно.
Расследованием кроме СК также будет заниматься специально созданная госкомиссия. Кроме того, Ространснадзор проведет внеплановые проверки «Аэрофлота», Шереметьево и Госкорпорации по организации воздушного движения.
Траур
Возле здания мурманского аэропорта образовался стихийный мемориал погибшим. Люди несут к нему цветы, свечи, мягкие игрушки — среди погибших есть дети.
В Мурманской области был объявлен трехдневный траур в связи с катастрофой.
Исполняющий обязанности губернатора Мурманской области Андрей Чибис объявил, что семьи погибших пассажиров получат по 1 миллиону российских рублей (около 32 тысяч белорусских рублей), а пострадавшие, которые попали в больницу, — по 500 тысяч (около 16 тысяч белорусских).
Кроме того, родственникам погибших выплатят страховое возмещение компании «АльфаСтрахование» и СОГАЗ, передает РИА Новости.
Президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс рассказал, что при причинении вреда жизни страховая выплата составляет 2,025 млн рублей, а при причинении вреда здоровью — до 2 млн. Родственники погибших имеют право на получение компенсаций в размере 2 млн рублей, а также 25 тыс. рублей на погребение.