Как в Беларуси будут решать проблемы инклюзии детей с особенностями развития

 

Дети с особыми диагнозами особенны лишь тем, что им требуются иные условия для образования, а в остальном они такие же, как и все. И независимо от особенностей поведения должны иметь возможность комфортно интегрироваться в социум и работать на благо страны. Для этого в нашем обществе должна быть выработана культура принятия инклюзии. Как этого достичь, обсуждали в четверг на диалоговой площадке в верхней палате Парламента, которая проходила под руководством председателя Совета Республики Национального собрания Натальи Кочановой.

 

Впрочем, изначально данное мероприятие заявлялось как совещание по вопросам создания условий для обучения, реабилитации, социальной адаптации и физического развития детей с расстройствами аутистического спектра. Однако спикер настояла: это должна быть широкая диалоговая площадка. И на ней — честный и откровенный разговор. Наталья Кочанова пояснила, что за последнее время к ней не единожды обращались родители, воспитывающие детей с подобными диагнозами, было такое обращение и во время недавнего личного приема председателя Совета Республики. Поэтому на встречу пригласили не только представителей министерств, общественных организаций, специалистов в этой области, но и родительскую общественность.

— Для нашей страны дети — это приоритет социальной политики, — обратилась к участникам диалоговой площадки Наталья Кочанова. — И все, что делается для них в Беларуси, законодательно урегулировано и достойно всякого уважения: это и обучение, и лечение детей, открытие центров коррекционного развития — они есть в каждом городе и районе. Это та помощь, которая оказывается государством семьям, воспитывающим таких детей. Но вместе с тем при общении с родителями мы видим, что не всегда на местах эти вопросы решаются так, как трактует наше законодательство и как должна быть выстроена эта деятельность. А ведь мы приняли Кодекс об образовании, в котором четко определено понятие «инклюзии». 

 

Дети с аутизмом должны быть интегрированы в наше общество, учиться в школе, в вузах с обычными детьми, а в дальнейшем работать вместе с нами и приносить пользу стране.

 
По оценкам Минздрава, количество детей с аутизмом в стране станет только возрастать. Министр здравоохранения Дмитрий Пиневич сообщил, что за последние пять лет общее число детей с расстройствами аутистического спектра, находящихся под наблюдением специалистов, выросло в 2,4 раза.
 

Дмитрий Пиневич.

— С учетом изменившихся мировых подходов к ведению и лечению пациентов с расстройствами аутистического спектра разработаны изменения в действующие клинические протоколы диагностики и лечения, — рассказал министр. — Принято решение о перепрофилировании Республиканского детского центра медицинской реабилитации для оказания реабилитационной помощи детям с расстройствами аутистического спектра и другими психическими расстройствами.

Наталья Кочанова согласилась с тем, что меньше таких детей не становится. Однако, по ее словам, это заболевание — не приговор, это жизнь. Спикер призвала всех включиться в эту деятельность, особенно работников образования:

— Это святая обязанность каждого педагога. Я считаю, что если у тебя как педагога есть такие дети, то ты должен быть счастлив и делать все, что от тебя зависит, чтобы класс стал дружной семьей и каждый мог подставить друг другу плечо.

Министр образования Андрей Иванец сказал, что данная тема постоянно находится в поле зрения министерства, отметив, что только в нынешнем году прошли два семинара по этой проблематике:

 

Андрей Иванец.

— Более половины обучающихся с расстройствами аутистического спектра получают специальное образование в условиях интегрированного обучения и воспитания. Около 15 процентов из них предоставляется общее среднее образование в обычных группах и классах, а при необходимости оказывается коррекционно-педагогическая помощь. Еще у 10 процентов обучающихся организовано образование на дому в силу медицинских показателей. Остальные обучаются в специальных учреждениях.
 

Однако проблема интеграции детей с различными диагнозами и особенностями — это не столько вопрос их качественного лечения и обучения, сколько принятия этих граждан нашим обществом. Заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению Марина Ильина высказала мнение о том, как можно воспитать культуру принятия инклюзии:
 

Марина Ильина.

— Если каждый из нас пропустит через себя, станет участником этого инклюзивного процесса, тогда общество потихоньку начнет меняться. Даже с учетом того, что в стране уже многое сделано, нужно продолжать рассказывать о возможностях инклюзивного образования, создании в учебных классах среды, где будет комфортно всем, и каждый ребенок сможет развиваться в своем темпе. 

 

СБ

 
Подписывайтесь на нас в Telegram и Viber!