Учреждения образования области на 98,6 процента обеспечены педагогическими кадрами, однако в ряде районов все-таки еще не хватает молодых кадров.
– В сельской местности есть школы, где формально вакансий нет, но учителя работают на полторы ставки, ведут непрофильные предметы. Такая статистика есть по каждой школе, и проблему мы видим. Остаются вакантными отдельные штатные единицы учителей математики, физики, воспитателей дошкольного образования. Заполнение их планируется за счет привлечения к работе студентов учебных заведений, – рассказал начальник главного управления образования облисполкома Руслан Абрамчик.
Студенты старших курсов, которые занимаются по индивидуальному плану, в основном работают воспитателями дошкольного образования, руководителями физического воспитания в дошкольных учреждениях. Такая практика применяется уже свыше пяти лет.
На Гродненщине активно идет целевая подготовка специалистов по педагогическим специальностям в учреждениях высшего и среднего специального образования республики: заключено 178 целевых договоров, на четыре десятка больше прошлогоднего. Успешно применяют такую практику в Гродненском, Лидском, Островецком, Слонимском, Ошмянском, Новогрудском районах. Хуже обстоят дела в Берестовицком, Зельвенском, Дятловском, Свислочском районах, где направлены на учебу всего один-два целевика. Руководители на местах должны понимать: со временем остро встанет вопрос кадров. Пока недостаток педагогов восполняется за счет оптимизации учреждений образования. Но этот процесс небесконечен.
Улучшить ситуацию с обеспеченностью кадрами призваны и педагогические классы. Выпускники этих классов имеют льготы, как и целевики. Классы востребованы и способствуют тому, чтобы еще во время учебы в школе ребята могли определиться с выбором будущей профессии, связанной с педагогикой. Специфика этих классов в том, что старшеклассники на протяжении двух лет изучают факультативный курс введения в педагогическую профессию, погружаются в педагогическую практику.
Важно, чтобы молодые специалисты, приезжая в район, надолго оставались там жить и работать. Закрепление молодых педагогов по области за последние три года составляет в среднем 70 процентов. Лучше других закрепляются молодые специалисты в Лидском, Ошмянском, Сморгонском районах. Еще года три назад молодежь с неохотой ехала на отработку в Островецкий район. В последние годы ситуация кардинально изменилась. Как рассказала заместитель начальника отдела образования Островецкого райисполкома Ольга Маркун, в нынешнем году к работе в учреждениях образования района приступили 63 молодых специалиста. Решением Островецкого райисполкома для педагогов на условиях аренды предоставлены 52 квартиры в многоквартирном жилом доме в Островце, где проживают 102 работника системы образования, в том числе 59 молодых специалистов, прибывших в район в 2020 и 2021 годах. На балансе отдела образования есть также одноквартирный жилой дом, расположенный в городе, в котором проживают 7 педагогов, и 2 ведомственные квартиры на селе. Дополнительные меры по совершенствованию системы социальной поддержки молодых специалистов, материального стимулирования закреплены в коллективных договорах учреждений образования района. Результатом стал высокий процент закрепления молодых специалистов в системе образования района после отработки, который третий год подряд на порядок выше областного. Ежегодно выпускники учреждений образования района поступают на педагогические специальности с заключением договора о целевой подготовке, в этом году таких выпускников 15, что на треть больше, чем в прошлом году.
Как подчеркнул Руслан Абрамчик, привлекать молодые педагогические кадры в школы Гродненщины намерены за счет стабильных и достаточно высоких зарплат, формирования положительного образа учителя, в том числе за счет конкурсов профмастерства, а также за счет правильной кадровой политики в самих школах.