От России до Кубы
— Выставка, на мой взгляд, уникальная, проводится раз в год. Прошлогодняя экспозиция показала, что места в минском Дворце спорта уже недостаточно. В этом году она проводится на базе культурно-спортивного комплекса «Минск-Арена»: здесь в 12 раз больше площади, которая вся будет заполнена экспонентами. Интерес со стороны субъектов туризма, регионов, в том числе иностранных государств, большой. На сегодняшний день у нас подтвердили участие более 300 экспонентов. Помимо Республики Беларусь, еще восемь стран представят свои предложения: Российская Федерация (в рамках выставки будут представлены 27 регионов), Туркменистан, Узбекистан, Палестина, Куба, Турция, Кыргызстан, а также Пакистан. Это самая массовая выставка по иностранному представительству за последние четыре года.
Плюс в рамках выставки пройдет обширная деловая программа, где будут участвовать десятки экспертов из многих стран мира. Впервые пройдут дни регионов Беларуси: 18 апреля будут презентованы Брестская и Витебская области, 19-го можно будет ознакомиться не только с изюминками туристического потенциала, но и с культурными и иными традициями Гродненской, Гомельской и Могилевской областей. Соответственно, в субботу, 20 апреля, можно будет поближе узнать о потенциале Минска и Минской области. Выставка будет сопровождаться конкурсами, розыгрышами призов, викторинами. Ежедневно с 10:00 до 18:00 будут задействованы две сцены. Открытие — 18 апреля в 11:00.
Выбор в пользу местного
— Не могу не спросить о географии отдыха: как она изменилась?
— Конечно, география отдыха белорусов за рубежом меняется. В прошлом году отдохнуло 485 тысяч белорусов в 94 странах мира. Для сравнения: в 2019-м выехали для отдыха за рубеж почти миллион белорусов. То есть число выезжающих уменьшилось. Но люди не перестали отдыхать, они больше посвятили себя внутреннему туризму.
— Какие основные тренды выездного туризма были в прошлом году?
— Белорусы стали больше путешествовать в Российскую Федерацию: турпоток увеличился почти на 50 процентов. Помимо этого, значительно увеличился спрос на путешествия в рамках стран СНГ. Наши туристы чаще стали ездить в Узбекистан, Азербайджан, Армению, Казахстан.
Я бы еще отметил тенденцию увеличения количества организованных туристов в другие страны. Так, значительно вырос спрос на путешествия на Кубу, на Шри-Ланку, в Индию, Китай и так далее. Наши люди стали путешествовать по всему миру. На выбор страны влияют разные факторы: безопасность, отношение к нашим людям, геополитические факторы. Поэтому меняются и предпочтения наших туристов.
— Я так понимаю, это не единичные туристы, а серьезный турпоток, раз отражен в статистике…
— Совершенно верно. На Шри-Ланку в 2023 году у нас выехали отдохнуть 6500 организованных туристов. На Кубу — почти 4 тысячи туристов, причем поток за год вырос в три раза. Я бы отметил страны, с которыми у нас есть авиационное сообщение: авиарейс с Индией — Минск — Нью-Дели, с Китаем — Минск — Пекин (туда тоже в разы растет количество наших туристов), поэтому эти направления развиваются. Есть и экзотические страны, такие как Вьетнам, который тоже стал более доступным, и другие государства.
Альтернатива Египту
— Не так давно была озвучена информация о том, что рассматривается возможность открытия регулярного авиарейса в направлении китайской провинции Хайнань. Ждать ли открытия авиарейса Минск — Санья к этому сезону?
— Работа проводится. Мы встречались с представителями авиационных властей, департамента туризма острова Хайнань. Авиарейс Минск — Санья (это известный курорт в Китае и за его пределами) изначально был запланирован на май. Скорее всего, рейс появится позже. Но мы надеемся, что он будет открыт. Заинтересованность двух стран есть. Более того, направление показало себя с хорошей стороны с точки зрения интереса туристов. На примере взаимодействия с Российской Федерацией мы видим, что количество авиарейсов (чартерных и регулярных) на остров Хайнань увеличивается: их загрузка достаточно высокая и спрос растет. Поэтому многие наши туристы летают в Китай через Москву. Думаю, открытие авиарейса значительно увеличит турпотоки с островом, потому что это станет альтернативой Египту, Таиланду и многим подобным курортам.
В гости — по-соседски
— Вы сказали, что туристический поток в направлении Российской Федерации и обратно растет. По прошлому году темп роста составил практически 150 процентов. Какие направления выбирают россияне у нас и какие белорусы облюбовали в стране-соседке?
— Беларусь в прошлом году посетило более 5 миллионов российских туристов. Если брать общий тренд, на протяжение 2–3 лет мы видим увеличение потоков на 50–60 процентов. Сегодня российским туристам интересно в Беларуси абсолютно все. На первом этапе столица, областные центры. По мере того как наши гости из России познают Беларусь, они углубляются в регионы: Полоцк, Пинск, Нарочь, Минская область — список можно продолжать. Основными трендами, если брать виды туризма, остаются лечебно-оздоровительный (посещение санаториев). На втором месте — историко-культурный (когда туристы самостоятельно путешествуют, бронируют отели, заказывают объекты, питание, развлечения и так далее). Мы видим, что в праздничные дни в Минске, областных центрах гостиницы загружены почти на 100 процентов. В основном их загрузка осуществляется за счет российских туристов. Впереди майские праздники, аналогичная ситуация повторяется. Третье направление — объекты агро-экотуризма. В прошлом году здесь отдохнуло 19 тысяч туристов из России. Но нужно учитывать, что это небольшие объекты в сравнении с гостиницами, санаториями. Все-таки каждый субъект агроэкотуризма не может иметь по законодательству в своем активе более десяти комнат. Поэтому тут тоже большая загрузка. Есть и другие виды туризма.
К слову, с прошлого года в Республике Беларусь 13 официально утвержденных классифицированных видов туризма, по каждому из них есть устойчивый интерес со стороны российских туристов.
— А чем привлекает Российская Федерация белорусов?
— Два значительных направления: Москва и Санкт-Петербург. Помимо этого, наблюдается интерес к новым направлениям: в последнее время это Кавказ, Дагестан, Чечня, Ставропольский край с его курортами, Кабардино-Балкария, Камчатка, Центральная Россия, Золотое кольцо России, Псков, Нижний Новгород.
Мы видим, что белорусский турбизнес заинтересован в открытии новых направлений. Как пример, в 2022 году мы совершили бизнес-миссию на Камчатский край, туда уже поехали первые организованные группы. В Российской Федерации 90 субъектов, с каждым мы стараемся найти интерес.
Немаловажный фактор — трансграничное сотрудничество. С соседями также важно выстраивать региональные связи. Так, больше туристов стало путешествовать в Смоленск, Брянск, Псков, Московскую, Ленинградскую области. За такими небольшими по расстоянию путешествиями у нас выстраивается хорошая перспектива.
— Знаю, на днях в Москве прошло первое заседание рабочей белорусско-российской группы по взаимодействию в сфере туризма, с белорусской стороны вы возглавляете эту группу. Хотелось бы спросить: какие темы поднимались и над чем сторонам стоит еще поработать?
— 10 ноября 2023 года Министерство спорта и туризма подписало соглашение с Министерством экономического развития Российской Федерации (в ведение ведомства входит координация развития туризма), было решено создать совместную рабочую группу по развитию туризма в рамках Союзного государства. Первое заседание состоялось 3 апреля. Конечно, у нас много точек соприкосновения, есть проблемы, которые мы должны решать. Первое, над чем работаем, — логистическая транспортная доступность наших государств. Второе — максимальная унификация законодательства и нормативной базы в сфере туризма. Третье — выстраивание совместных маршрутов, реализация совместных проектов. Помимо маршрутов, я бы выделил блок региональных приграничных туристических кластеров. Не важно, это могут быть субъекты агроэкотуризма, санаторно-курортные учреждения, средства размещения и так далее. Но когда приезжает турист в Витебскую область, он в рамках своего путешествия может побывать в Псковской или Смоленской областях, или, посещая Брянскую область, может отдохнуть в Гомельской области. Для этого нужно выстроить организационные, законодательные моменты и сплотить наш бизнес, проинформировать о таких возможностях.
Еще одно немаловажное направление — выстраивание определенной доктрины по экскурсионному обслуживанию. У нас свое законодательство по аттестации, допуску экскурсоводов и гидов-переводчиков, в Российской Федерации — свое. С учетом работы по организации маршрутов нам нужно объединиться, создать реестр маршрутов экскурсоводов и так далее. И, конечно, самое важное — постоянное взаимодействие представителей турбизнеса, туроператоров.
Достойный вклад в экономику
Из 13 видов туризма с точки зрения притяжения финансов на первом месте находится лечебно-оздоровительный туризм. Если брать экспорт услуг, это около 45 процентов от всего объема. Следующий в рейтинге — историко-культурный туризм с общим объемом более 30 процентов. Доход приносят экологический туризм (при посещении национальных парков, особо охраняемых территорий), агроэкотуризм, промышленный, активный, событийный туризм.
Патриотический туризм — тренд сезона-2024
— Олег Евстафьевич, в этом году наша страна отмечает 80-летие освобождения от немецко-фашистских захватчиков и в следующем — юбилей Великой Победы. Какие интересные маршруты мы предлагаем для белорусских туристов и гостей к этой дате?
— Во-первых, сегодня в топе остаются Брест, мемориальный комплекс Хатынь, аналогичные объекты в Минске. Во-вторых, точками притяжения станут событийные мероприятия, историко-культурного характера и реконструкции, которые состоятся в рамках событий нашего календаря, даже спортивные мероприятия (будет много массовых мероприятий в эти даты). Со стороны Российской Федерации очень много желающих в рамках не только «Поезда Памяти», но и других акций. Количество гостей в это время (в майский, июньский, июльский периоды) значительно вырастет. Уже сейчас идет активное бронирование, со стороны туристов из-за рубежа мы видим устойчивый интерес. Особенно это касается детского и молодежного патриотического туризма: много групп, заказов. Поэтому однозначно это тренд сезона-2024.
— Готовы удовлетворить спрос?
— Готовы. Более того, несколько лет назад мы начали внедрять в практику посещения выходцами определенного региона мест боевой славы, героических подвигов их земляков. У нас достаточно широкая база данных, в том числе с учетом последствий геноцида белорусского народа. Это трагическая история, но она должна жить. Выбирая направление патриотического туризма, люди знают, какие потери понесла Беларусь, какой подвиг совершил советский народ на территории нашей страны. Поэтому предлагаем такие маршруты, индивидуально выстраиваем под уроженцев каждого региона.
Плюс состоится очень много акций. Одну из них проведем с Белорусской православной церковью в июле — это массовый велопробег из наших регионов, который финиширует в Минске. В нем будут участвовать сотни не только прихожан БПЦ, но и всех желающих. И таких мероприятий будет очень много.
— Как можно присоединиться к акции?
— Достаточно взять свой велосипед и прийти. Чуть позже мы будем анонсировать этот проект.
Тот же эффект при меньшем объеме
— У белорусов и гостей нашей страны растет интерес к отдыху в деревне. Не так давно произошли изменения в этой сфере: владельцы агроусадеб должны были пройти регистрацию в местных органах власти для того, чтобы продолжать свою деятельность. Как прошел процесс?
— Достаточно спокойно, в рабочем порядке. На сегодняшний день 1311 субъектов агроэкотуризма продолжают успешно работать. В прошлом году они приняли более 450 тысяч туристов. К слову, у нас был рекорд за все время: когда было более 3 тысяч субъектов агроэкотуризма, мы встречали около 500 тысяч туристов. При меньшем количестве мы добиваемся того же эффекта. Кроме того, качество услуг, подход, сервис значительно выросли.
Немаловажно, что количество иностранцев, которые отдохнули на объектах агроэкотуризма, осталось таким же, как в рекордные времена. В прошлом году около 20 тысяч иностранцев побывали на субъектах агроэкотуризма. Мы сохранили этот тренд и сегодня можем с уверенностью сказать, что вся нормативная база в сфере туризма пользуется интересом у наших соседей. Многие перенимают этот опыт.
Качественный подход к делу
— Белорусские санатории — бренд нашей страны. Чтобы оздоровиться в них в летний сезон, надо заранее бронировать путевку. Какая заполняемость санаториев на сегодняшний день и есть ли еще шанс у белорусских туристов, которые замешкались, оздоровиться этим летом?
— Шанс есть всегда. Загрузка санаторно-курортных учреждений постоянно варьируется, но в целом по 2023 году она составила 84 процента. Понятно, в летний период и период праздников загрузка более 100 процентов, если это возможно.
Если брать статистику, в прошлом году в санаторных, курортных, оздоровительных учреждениях Беларуси отдохнули один миллион 26 тысяч человек, из них 837 тысяч — белорусы и только 189 тысяч — иностранцы. Поэтому ошибочное мнение, что мы работаем для иностранцев. Приоритет мы отдаем нашим белорусским гражданам.
Материально-техническая база учреждений совершенствуется. Каждый год затрачиваются значительные финансовые средства на модернизацию санаторно-курортных учреждений. Для сравнения: в прошлом году на модернизацию, ремонт, реконструкцию санаториев и различных оздоровительных учреждений было затрачено 158 миллионов рублей. Это на 160 процентов больше, чем в 2022-м. И такая тенденция продолжается.
Все наши санатории пользуются спросом, ведь все оздоровительные составляющие у нас есть: природа, источники и различные целебные факторы.
— Понятно, что модернизация влияет на качество оказания услуг. Поэтому не могу не спросить: в Год качества на что будут направлены усилия Минспорта в развитие внутреннего туризма?
— На повышение качества и конкурентоспособности туристических услуг и сервисов. Особенно для нас важно увеличить количество сертифицированных средств размещения. Чтобы гостинице подтвердить звездность, классификацию, нужно выполнить ряд требований. Все они нацелены на то, чтобы туристы, отдыхающие там, чувствовали себя комфортно. Конечно, желательно, чтобы по итогам 2024 года наши объекты стали еще более интересными для белорусских туристов и зарубежных гостей.
— Уточню: сколько объектов размещения должны пройти сертификацию на данный момент?
— Сертификация является добровольной. На сегодня 12 процентов гостиниц и аналогичных средств размещения сертифицированы и около 7–8 процентов туристических организаций сертифицированы. Поэтому мы работаем над тем, чтобы эта цифра повышалась. Более того, могу сказать о подготовке проекта указа Президента по обязательной сертификации средств размещения. Думаю, в Год качества указ будет утвержден и придаст дополнительный стимул, чтобы гостиницы, объекты размещения, особенно в глубинке, в районных городах, стали более интересными, привлекательными, современными.
— С сертификацией понятно, она пока носит рекомендательный характер, но чтобы работать гидом-переводчиком и экскурсоводом, нужно пройти обязательную аттестацию. Сколько человек в стране могут оказывать эти услуги?
— У нас более 1300 экскурсоводов и гидов-переводчиков, которые аттестованы. По сравнению с 2022 годом их число выросло на 10 процентов. Мы понимаем, что здесь главное не количество, а качество. Процесс достаточно непростой: не каждый желающий может пойти и аттестоваться, нужно готовиться, иметь отработанный текст, маршрут экскурсии, полностью владеть предметом. Для нашей страны это важно, потому как подготовленный человек — это не спекуляция над историей. Наша цель — в каждом районе подготовить минимум по одному аттестованному экскурсоводу. 92 процента регионов имеют подготовленных экскурсоводов и могут предоставлять такие услуги для туристов. Думаю, в течение 2024-го мы эту задачу решим. В этот процесс мы привлекаем профессорско-преподавательский, студенческий составы высших учебных заведений, педагогов, работников музейных, культурных учреждений.
В связи с введением норм (в течение двух лет — за 2022–2023 годы — на уровне Правительства, Минспорта мы подготовили семь нормативно-правовых актов, регулирующих эту деятельность) мы сделали приоритет в сторону качества предоставления экскурсионных услуг. Плюс в каждом регионе нацелены открыть туристический информационный центр. Сегодня в стране таких 22. Это своеобразные центры развития туризма, которые занимаются разработкой местных стратегий, развивая 13 видов туризма и взаимодействуя с субъектами туризма. Мы ставим задачу, чтобы эти центры стали так называемыми экскурсионными бюро, когда любой турист может прийти и получить услугу экскурсовода для себя, семьи или организованной группы.
Перспективы для развития
— Планируется, что в этом году появится цифровая платформа — государственная информационная система «Туризм». Что туда будет входить и кто сможет пользоваться этим ресурсом?
— В сфере туризма отдельных платформ пока не было. Мы первопроходцы. С Министерством связи уже отрабатываем этот процесс. Наш концептуальный проект прошел первое одобрение советом по цифровизации. Это платформа для профессионалов туризма (для бизнеса) и для потребителей (простых клиентов). Представители бизнеса могут через платформу осуществить административные процедуры: подать заявку на открытие агроэкоусадьбы, зарегистрировать туристический информационный центр и так далее.
Вся информация по развитию туризма позже будет находиться на этой платформе. То есть мы хотим получить информацию о сертифицированных гостиницах, ресторанах, туркомпаниях. Здесь весь список. Узнать об объектах питания, где культивируется национальная кухня, объектах, где можно приобрести самобытные белорусские сувениры. Это блок для простых туристов, где можно воспользоваться интерактивной картой, где мы входим в поиск данных по определенному региону и получаем информацию.
Первая часть специфическая, ее никогда не существовало. Вторую мы насытим информационной частью, а в третьей оставим модули для дальнейшего развития. Думаю, такая цифровая платформа начнет работать в 2025 году.
— И в завершение: какую задачу профильное министерство ставит для себя по развитию внутреннего и въездного туризма?
— Совершенствование туристического сервиса, развитие кластерной системы со своей инфраструктурой. Мы видим по каждому из 13 видов туризма достаточно большой потенциал, который нужно реализовывать. Туда нужно привлечь больше людей. Мы задачу ставим в целом, комплексно, чтобы в этот процесс было вовлечено больше желающих заниматься туризмом в нашей стране. Тогда и показатели, и количество туристов будут расти. Особенно это важно для глубинки, для регионов, где нет больших фабрик, заводов, плодородных земель, но зато есть прекрасная природа, отличный потенциал, трудолюбивые, хорошие люди. Все это может привлекать туристов и быть на пользу нашему государству.
В ТЕМУ
13 видов туризма, определенных постановлением Минспорта от 7 августа 2023 года № 36 «О введении Единой классификации видов туризма в Республике Беларусь»:
♦ агроэкотуризм;
♦ активный;
♦ гастрономический;
♦ деловой;
♦ историко-культурный;
♦ лечебно-оздоровительный;
♦ медицинский;
♦ образовательный;
♦ охотничий;
♦ промышленный;
♦ религиозный;
♦ событийный;
♦ экологический.
sb.by