Экспорт сельхозпродукции по итогам года ожидается на уровне 5,75 миллиарда долларов. В первом полугодии география поставок расширилась до 98 стран мира

Удивительно, но факт: ни экономические кризисы и нефтяные войны, ни пандемия коронавируса и закрытые границы, ни градус политической напряженности в обществе не помешали сектору АПК увеличить экспорт продовольствия. Ожидается, что по итогам года экспорт сельхозпродукции вырастет на 4,2 процента и составит 5,75 миллиарда долларов. По просьбе «Р» начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Алексей Богданов рассказал, почему в период пандемии не снижались отгрузки, как поменялись местами главные импортеры белорусских «прысмакаў» и как удалось в это непростое время выйти на новые рынки.
 

Экспорт сыров и творога в первом полугодии вырос на 10,1 процента.

Растут объемы и цены

Для начала немного сухих цифр, за которыми скрывается не только продовольственная безопасность, но и поступление валюты в страну. В первом полугодии экспорт сельхозпродукции превысил 2,7 миллиарда долларов (плюс 6,4 процента к аналогичному периоду прошлого года). Выросли поставки мяса и мясопродуктов (до 486 миллионов долларов), молока и молокопродуктов (до 1,2 миллиарда долларов), сахара и других товаров. Прирост валютной выручки (благодаря росту производства и увеличению экспортных цен на некоторые виды продукции) сложился в сумме 163,5 миллиона долларов. И это в то время, когда весь мир из-за пандемии был практически закрыт.
 

В первом полугодии экспорт сельхозпродукции превысил 2,7 миллиарда долларов.
фото евгения колчева  

— За много лет работы министерством совместно с предприятиями и загранучреждениями были сформированы устойчивые цепочки поставок белорусского продовольствия, достаточно хорошо изучены условия работы на целевых рынках сбыта, осуществлена сертификация предприятий, внедрена в жизнь как товарная, так и географическая диверсификация — все это помогло не только не остановить экспорт, но и нарастить его, — объясняет Алексей Богданов.

Кроме того, весь мир понимал: прекратить поставки нельзя. Поэтому даже в условиях пандемии белорусские фуры с продовольствием ездили по разным странам без препятствий.

Одновременно с ростом экспорта Беларусь наращивала и производство. В то же время росли и экспортные цены: например, на сухое обезжиренное молоко они увеличились на 8,4 процента, на говядину — на 1,1 процента, молоко и молокопродукты — на 1 процент, на муку — на 15,6 процента.
 

Во время пандемии Беларусь наращивала производство.

На карте мира

Расширилась в первом полугодии и география экспорта продуктов питания: 98 стран мира против 88 в 2019-м, при этом освоено 20 новых рынков. Среди них Бангладеш, Бахрейн, Шри-Ланка, Ангола, Гвинея, Мадагаскар, Парагвай, Кипр, Люксембург, Финляндия. Одновременно с этим снижается и доля России в экспорте: за шесть месяцев она упала на 7,3 процентного пункта.
 

Отгрузки продовольствия в Европу увеличились почти на 40 процентов.

— В то же время доля России остается довольно высокой — 75,8 процента. Мы продолжаем работать над диверсификацией экспорта. Нужно не забывать, что Россия сама наращивает производство, поэтому в тех товарных группах, где усиливается конкуренция, условно говоря, нет смысла всем толпиться, — считает Алексей Богданов.

При этом выросла доля в экспорте стран СНГ (без России) до 12,6 процента (342,9 миллиона долларов), дальнего зарубежья — до 11,6 процента (315,4 миллиона долларов). Произошли рокировки и в топ-3 основных импортеров нашей продукции: первые две позиции по-прежнему занимают Россия и Казахстан, а вот на третью строчку поднялся Китай, обойдя Украину. Алексей Богданов рассказывает о динамике продаж в Китай:

— Высокими темпами растут поставки говядины (в 3,2 раза больше, чем в первом полугодии прошлого года), мяса птицы (в 5,4 раза), молочной продукции (в 2 раза). Китайский рынок — глобальный, он проглотит все, что мы предложим, но есть и определенные нюансы для белорусских производителей. Эти нюансы мы решаем постепенно. Прежде всего — логистика: доставка морским путем составляет около 60 дней плюс растаможка. Для скоропортящихся товаров такой вариант не подходит, их можно перевозить по железной дороге (12—14 дней). Еще один актуальный вопрос — цена. За нее на китайском рынке нужно бороться. Но то, что ежегодно наш экспорт растет в разы, — это дорогого стоит.

В Минсельхозпроде рассказывают: делается ставка на экспорт в Китай и готовой продукции с высокой добавленной стоимостью. В частности, на сыры, творог, масло, цельномолочную продукцию с высокими сроками хранения. В ближайших планах — поставки йогуртов. Ожидается, что первая партия отправится в КНР уже в конце 2020-го — начале 2021-го. В процессе сертификации находятся такие товары, как мука, свинина, дикорастущие ягоды и некоторые виды комбикорма.

В целом ожидается, что экспорт по итогам года увеличится на 4,2 процентного пункта и достигнет 5,75 миллиарда долларов.

 

СБ

 
Подписывайтесь на нас в Telegram и Viber!