Директор УП «Белтехосмотр» – о внедрении электронных диагностических карт и о том, как сотрудники предприятия справляются с лавиной водительского ажиотажа
Первого января так называемый дорожный сбор заменили транспортным налогом. Новый налог привязан не к техосмотру, а к транспортному средству. Зато в два раза меньше прежнего. Многие водители устремились на станции диагностики. А новость о том, что с 1 марта авто без техосмотра вычисляют камеры фотовидеофиксации, лишь усилила желание водителей поскорее пройти необходмую процедуру. К станциям диагностики выстроились многочасовые очереди. «Р» побеседовала с директором УП «Белтехосмотр» Юрием Ленчевским о том, как сотрудники предприятия справляются с водительским ажиотажем, внедрении электронных диагностических карт и, пожалуй, самом насущном на сегодня — фотофиксации авто без техосмотра.
От 2000 до 10 000 машин ежедневно
2020-й выдался рекордным, со знаком минус, по количеству выданных разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении. Водители ждали отвязки дорожного налога от техосмотра, поэтому повально не проходили его. Если с 1 января по 20 февраля 2020 года было выдано 94 951 разрешение, то за аналогичный период этого года — 281 853. Рост — 196 процентов! В лидерах — Брестская область, там рост — 248 процентов и без малого 55 000 выданных разрешений. Следом идет Минск — 45 000 разрешений и Минская область — 42 000. И это только разрешения на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении, а не общее количество машин, которые приехали на станции диагностики пройти линию.
Пиковые дни. 5 января: за этот день по всей стране выдано 14 113 разрешений. Видимо, многие водители решили не откладывать техосмотр в долгий ящик и привести дела в порядок с самого начала года. Вторую волну активности — 23 февраля выдано 13 317 разрешений — спровоцировала новость об изменении административного кодекса и возможности получить «письмо счастья» с камеры фотовидеофиксации. В среднем же в первые два месяца 2021-го ежедневно проходили техосмотр от 2000 до 10 000 транспортных средств по будням и субботам, по воскресеньям — около 200—500.
«Письма счастья» завтрашнего дня
Обычное время прохождения техосмотра — около получаса: 20 минут на линию и 10 на оформление документов.
— Этот механизм реализуем с технической точки зрения уже сегодня, — уточняет Юрий Ленчевский. — Организация, уполномоченная осуществлять видеофиксацию, получает данные обо всех транспортных средствах из нашей базы. Взаимодействие мы отработали в нескольких регионах страны еще в прошлом декабре. Однако общим контролем уполномочено заниматься только Министерство внутренних дел, ждем их готовности.
«Продлеваем график и увеличиваем штат»
В стране около 230 станций диагностики, из них 21 принадлежит УП «Белтехосмотр». На остальных работает инженер по допуску, сотрудник УП «Белтехосмотр», который и выдает разрешения. Вал желающих пройти техосмотр стал неожиданностью для сотрудников станций диагностики. Они готовы были к уровню прошлого года, стали быстро перестраиваться под новые реалии.
— В прошлом году некоторые наши станции диагностики в регионах даже ушли на 3–4-дневный режим работы, — вспоминает Юрий Ленчевский. — Сегодня же продлеваем график работы станций и увеличиваем штатную численность. В Минске — семидневка и 12-часовой рабочий день. Точечно набираем новых сотрудников: инженеров-диагностов и инженеров по допуску. Записаться на техосмотр можно по телефону или на нашем сайте. Принцип электронной очереди: выбираете подходящую станцию из списка, а система сама предложит свободные дни и время. Вот открываем Гродно: свободные даты только на 3 марта. Обычно зима — тихие месяцы, но только не сейчас. К тому же весной традиционно активно проходит техосмотр сельскохозяйственная техника и «подснежники» — водители, которые пользуются авто только в теплые месяцы. Нынешнему ажиотажу со стороны водителей мы безусловно рады — наши доходы выросли в два раза.
Пройти диагностическую линию для легкового автомобиля стоит около 30 рублей и еще 8 рублей 70 копеек — фиксированная стоимость разрешения на участие транспортного средства в движении.
Техосмотр не проходит каждый пятый
Обычное время прохождения техосмотра — около получаса:
20 минут на линию и 10 на оформление документов. Быстрее физически никак. Сотрудники станций диагностики от количества работы в пиковые дни буквально валятся с ног. На каждом стенде им нужно проверить тормозную и рулевую системы, фары, выхлоп. На улице Социалистической в Минске открылась вторая линия для грузовиков. 23 февраля на станцию за день приехало 178 машин. Люди стояли по 4 часа в очереди. Сейчас ажиотаж слегка поутих.
— Каждый пятый автомобиль не проходит техосмотр с первого раза, — комментирует Юрий Ленчевский. — Около трети из них не проходят диагностическую линию из-за проблем с тормозной системой. На втором месте — неисправности внешних световых приборов. Третья самая частая причина отказа в выдаче разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении — вмятины на кузове, повреждения лакокрасочного покрытия, коррозия или механические повреждения.
Повторный визит на станцию техосмотра, причем в любом городе, после устранения неисправностей не требует полной оплаты. Платить нужно только за проверку системы, в которой было обнаружено несоответствие. Автомобиль, который с первого раза не прошел техосмотр, уже занесен в информационную систему УП «Белтехосмотр». Можно даже не пытаться попробовать проскочить на другой станции без устранения недостатка автомобиля.
Переход в цифровой мир
УП «Белтехосмотр» планирует полностью перейти на электронную административную процедуру по выдаче разрешения на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении.
— Мы доработали свое программное обеспечение, теперь все наши станции передают сведения в единую автоматизированную информационную систему, — делится подробностями Юрий Ленчевский. — И разработали электронный бланк диагностической карты, который не требует распечатки. До конца года мы доработаем технические моменты и подготовим пакет документов, чтобы внести предложение в Минтранс — отказаться от диагностической карты в печатном виде, а в дальнейшем и вовсе перейти на электронную административную процедуру по выдаче разрешения на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении.
— Мы готовы заключить соглашения и предоставить автодилерам доступ к нашей информационной системе, — рассказывает Юрий Ленчевский. — Дилеры тоже заинтересованы в таком варианте работы.