Что ни экспонат – драгоценность. Выставка изделий из серебра работает в Музее истории религии
Более ста экспонатов, и каждый – либо серебряный целиком, либо имеет серебряные детали. Выставка, посвященная этому драгоценному материалу, работает в Музее истории религии.
Экспозиция называется «Божественный элемент» – именно так говорили о серебре еще инки, называя его также «слезами луны».
– Впервые мы показываем серебро из фондов нашего музея. Именно этому металлу и искусству художественного серебра посвящена новая выставка. В экспозиции – предметы различного назначения XVIII–начала XX века, – рассказал научный сотрудник Гродненского государственного музея истории религии Игорь Гончарук.
Сколько килограммов серебра вмещает эта экспозиция, доподлинно неизвестно, но что ни экспонат – то несомненная драгоценность. Особенно с исторической точки зрения.
Сегодня чаще всего серебро мы знаем как металл для ювелирных изделий, во многих домах наверняка есть серебряные чайные ложечки. А вот наши предки использовали его в быту куда шире. Зажиточные семьи могли себе это позволить и охотно позволяли: серебряные изделия в доме всегда были признаком респектабельности рода и достатка. Подсвечники, столовое серебро, домашние иконы в серебряных окладах, табакерки, карманные часы из экспозиции дают общее представление о бытовых серебряных изделиях. Отражают они и модные веяния определенных периодов, например, есть ложечки и стопки, украшенные цветной эмалью.
Серебро – определенный каноном христианской церкви материал для изготовления культовой утвари. На выставке, к примеру, можно увидеть католическую монстранцию, которая одновременно представляет собой вид декоративно-прикладного искусства и как важнейший предмет культовой утвари. Также представлены чаши для обрядов причастия, вышитые серебряными нитками литургические ткани, элементы облачения священнослужителей, и конечно, православные иконы в серебряных окладах.
– Серебро во многих культурах, еще дохристианских, было символом чистоты, женственности, правды и считалось божественным элементом, – рассказывает Игорь Гончарук. – Эти качества серебра были приняты христианской церковью. В Ветхом завете серебро сравнивается с чистотой праведного евангельского божьего слова, является символом чистоты. Поэтому неслучайно именно этот металл использовали для создания окладов икон.
Также на выставке есть экспонаты из фалеристической и нумизматической коллекций: монеты, знаки, ордена, медали. Это православные и католические знаки, а также государственные награды.
Отдельная витрина переносит гостей в восточный мир и показывает среднеазиатские украшения XVIII–начала XX века. Эти ювелирные изделия одновременно играли роль амулетов и талисманов, должны были даровать блага носившим их. И хотя на наших землях их не носили, представители богатых родов, много путешествующие и охваченные страстью коллекционирования, могли приобретать такие изделия для домашних коллекций. Известно, к примеру, что у Ляхницких, которые некоторое время владели дворцом Хрептовичей, где сегодня расположен музей истории религии, тоже была коллекция музейного плана.