Чем оборачивается приглашение на презентацию бытовой техники?

Приглашение на презентацию товара нередко оборачивается покупкой бесполезной в хозяйстве вещи. Как не дать себя обмануть, что можно вернуть продавцу, а что не подлежит возврату, разъяснили в прокуратуре области. 

Жительница Гродно обратилась в прокуратуру с претензией на продавца, который отказался принять обратно пылесос. На презентацию бытовой техники ее позвала подруга. Убедила, мол, только сходим, а ничего покупать не будем. Гродненка и опомниться не успела, как заключила договор и купила дорогой пылесос впрок, хотя ее вполне устраивал старый. Дома увидела, что произведен он далеко не в той стране, как рассказывали на презентации. Да и трезво все взвесив, поняла, что пока работает старый, новый ей совсем ни к чему. А поскольку, как ей казалось, с момента покупки еще не прошло 14 дней, обратилась к продавцу, но получила отказ. 


Как объяснил заявительнице сотрудник прокуратуры, технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки и в техническом паспорте есть отметка о дате продажи, не подлежат обмену и возврату. К таковым относятся электро- и телерадиотовары, электромузыкальные инструменты, фото- и киноаппаратура, телефонные аппараты и факсимильная аппаратура, часы, компьютеры, ноутбуки, печатающие устройства, клавиатуры, мониторы (дисплеи), сканеры, копировально-множительная техника, электрогазонокосилки, газонокосилки (триммеры) бензиновые, бензопилы, швейные, вязальные и раскройные машины, обметочные и стачивающе-обметочные, бытовое газовое оборудование и устройства, иные товары с питанием от сети переменного тока. 

– В условиях рыночных отношений появились такие торговые компании, основной деятельностью которых является демонстрация и распространение товаров посредством проведения презентаций, – рассказаластарший прокурор отдела прокуратуры области Екатерина Билида. – Именно после проведения таких презентаций люди заключают договоры купли-продажи товаров на значительные суммы. Нередко впоследствии покупатели хотят их расторгнуть, объясняя это слишком высокой ценой на товар, его ненадлежащим качеством, тем, что покупка не является предметом первой необходимости в семье. В органы прокуратуры систематически поступают от них жалобы. 

Распространенной является ситуация, когда человек приобрел товар хорошего качества, однако впоследствии решил по какой-то причине его вернуть либо обменять. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей» он вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, в месте приобретения или иных местах, объявленных продавцом, возвратить его. Он также вправе обменять товар на аналогичный других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, сделав доплату в случае разницы в цене. 

– Однако существуют определенные условия, при которых можно обменять или вернуть товар. Он должен относиться к непродовольственным, чтобы не был в употреблении, сохранил свои потребительские свойства, а также не был включен в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, – добавила Екатерина Билида. – Важно знать, что не подлежат обмену и возврату пищевые продукты надлежащего качества. Нельзя вернуть или обменять качественный товар, если он приобретен у ремесленника либо на рынке. Чтобы застраховать себя от недобросовестных действий со стороны продавца, рекомендуем направлять письменное требование о возврате либо обмене товара. 

Помните, что всегда необходимо требовать у продавца чек и сохранять его. Именно чек в дальнейшем будет являться подтверждением приобретения товара у конкретного продавца. Если чек не сохранился, можно предъявить продавцу квитанцию к приходному кассовому ордеру или к отрывному талону, надлежащим образом оформленный технический паспорт, инструкцию по эксплуатации, руководство пользователя, иной документ, содержащий сведения о продавце, наименовании, стоимости, дате приобретения товара. Помогут и свидетельские показания, элементы потребительской тары или упаковки, на которых есть отметки, подтверждающие приобретение товара у данного продавца. 

Отсутствие у покупателя документа, подтверждающего факт приобретения товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. 

Будьте внимательны при посещении презентаций, проводимых торговыми компаниями. Помните, что перед заключением договора на покупку определенного товара необходимо тщательно ознакомиться с условиями договора, подумать, так ли нужна вам эта вещь! При возникновении каких-либо сомнений следует обратиться за консультацией к юристу.

Ирина АНИКЕВИЧ, "ГП".

 
Подписывайтесь на нас в Telegram и Viber!