Более 300 тысяч елочных игрушек в этом году: бизнес по производству новогодней продукции развивается
Более 300 тысяч елочных игрушек в этом году: бизнес по производству новогодней продукции в этом сезоне развивается по восходящей
Фабрика по производству елочных игрушек прописалась в столице и уже шесть лет поставляет на полки наших магазинов новогодние украшения для праздничного дерева. Сегодня здесь не просто горячий — обжигающий сезон: сотрудники работают в режиме нон-стоп. Говорят, не поставляют игрушки только два дня: 31 декабря и 1 января. А из магазинов сметают новогодние украшения практически до конца января. Как устроен сезонный бизнес и почему потребитель плохо привыкает к новому дизайну?
Приоритет — внутренний рынок
Производство прописалось на тысяче квадратных метров, здесь работают 30 сотрудников. Фабрика планирует доставить потребителю в этом году около 300 тысяч шаров и фигур.
— Каждый год я строю новые предположения, какие игрушки привлекут покупателя, и раз за разом к Новому году у нас аврал, хотя работаем даже летом. Изучали ли спрос покупателя? Насколько это возможно. Не в сезон выпустить пробную партию и посмотреть, что продается, не получится. Елочные игрушки никому не нужны летом или весной, — рассказывает директор Андрей Бегун. — Но с приходом пандемии и все большим проникновением на онлайн-платформы появилась возможность более детально изучить целевую аудиторию. По данным одного интернет-магазина, наш покупатель — это женщина 35+.
Фабрика специализируется на выпуске игрушек в стиле СССР, но есть и свежие мотивы.
Несмотря на внедрение современных технологий, производство игрушек все равно подразумевает ручной труд. В этом плане важная кадровая опора — художники. Основная их кузница — столичный колледж ДПИ имени Н. А. Кедышко. Работают на фабрике и люди с инвалидностью.
— Найти подходящего сотрудника для фабрики очень непросто, поэтому пока обходимся теми силами, что у нас есть, пытаемся диверсифицировать наше производство в сторону ускорения циклов. Условно: чтобы изготовить одного снегиря, нужно пройти десять этапов манипуляций. Мы хотим это число сократить, чтобы за одну и ту же единицу времени сделать больше продукции, — анонсировал скорые метаморфозы фабрики Андрей Бегун. — Для этого у нас есть определенные технологии: практически все оборудование для производства мы создаем самостоятельно. Масштабирование станков позволит решить и кадровый вопрос: вместо четырех сотрудников нам нужен будет всего один.
Выставочные стеллажи фабрики ломятся от количества выставленных игрушек. Кстати, их стоимость — от двух рублей. Средний ценовой сегмент — 10—12 рублей. И продукция у белорусов пользуется высоким спросом. В этом году заказов у фабрики особенно много:
— Дело в том, что из-за локдауна зарубежные производители новогодней атрибутики не смогли обеспечить поставки продукции в нужном объеме. В ситуации некоторого дефицита елочных игрушек сейчас находится немало стран, включая Россию. Не в полном объеме привезли зимний декор и в Беларусь, в том числе поэтому в текущем году у нас большой заказ на елочные игрушки, — отметил Андрей Бегун. — Будем ли мы экспортировать продукцию? Не так давно фабрика вышла на площадку Amazon — это, по сути, мировой маркетплейс. Также наши изделия можно заказать на многих других известных в странах СНГ онлайн-площадках. Правда, на тот же Amazon мы отгружаем не очень много. Приоритет — внутренний рынок. Плюс у нас есть корпоративные заказы, которые также нужно закрыть, поэтому загруженность у фабрики высокая.
Символы праздника
Изобилие переливающихся разноцветными блестками игрушек заставляет напевать песню Jingle Bells. В ассортименте изделия, подходящие как людям постарше, так и молодому поколению — есть свежие интересные идеи в духе Железного Человека и из разряда (куда же без них!) котиков с табличкой «Ронял елку». Только на удивление новые дизайны наш потребитель в большинстве своем не принимает. Например, в прошлом году фабрика выпустила игрушку с изображением быка по скетчу одной питерской художницы. Но наши покупатели не оценили… Так было и с рисунком кота и кошки — Андрей Бегун планировал развить идею в выпуске истории любви этих животных. Но не пошло:
— Думаю, у наших людей сформировались вполне устойчивые символы праздника: Снегурочка в бело-голубой шубке, Дед Мороз с длинной бородой, белочка с орешком, снежинки… Они ассоциируются с добром, сказкой, навевают определенные мотивы из детства. И тут игрушки из других стран очевидно проигрывают, мы росли в своей культуре, и многое, что они предлагают, в нас не откликается. Например, нам не близок Санта Клаус или китайский дракон.
И тут Андрей Бегун абсолютно прав. По крайней мере, в отношении меня: не тянет к дизайнерским однотонным шарикам разной фактуры (вельветовые, гладкие, шершавые и т.д.). Мне подавай игрушки с ручной росписью, фигуры Дедушек Морозов и фактурных снегирей в полете. Они, кстати, самые кассовые. Директор признается, что это изделие пережило не одно перевоплощение:
— Птичек, кстати, делаем по собственной технологии из специально разработанного нами материала — поликерамики на основе гипсовых связующих с различными добавками. Стекло не подходит в данном случае. Для этого есть специальная пустотелая форма, которую печатают на 3D-принтере. Внутрь заливают состав, чтобы он равномерно распределился, форму хорошенько прокручивают. Изначально это делали ручным образом, но сейчас — на разработанном и созданном у нас станке на четыре формы. Вот вам и оптимизация кадров.
Сколько уходит компонентов на одну игрушку, сказать трудно, но цены на многие материалы на мировом рынке выросли. Стоит ли ожидать подорожания елочных игрушек?
— Мы исходим из покупательской способности населения, поэтому удерживаем цену на привычном уровне. Кроме того, используем в производстве белорусские материалы (гипсовые вяжущие, клей ПВА, некоторые краски), на них приходится основная доля компонентов. Поэтому пустых заготовочных складов у нас нет, — показывает заполненные помещения фабрики Андрей Бегун. — При больших объемах работ можно сократить издержки. К примеру, при заказе краски от определенного литража ее стоимость для меня как заказчика снижается.