Безопасность страны, "досвидос" зарубежным кидалам и "кровь из носа" в автопроме. Итоги недели Президента
Александр Лукашенко 16 января провел заседание Совета Безопасности, которое было посвящено рассмотрению двух важнейших документов стратегического планирования - проектов Концепции национальной безопасности и Военной доктрины Беларуси.
Значимость мероприятия обусловлена и тем обстоятельством, что по новой Конституции оба документа утверждаются Всебелорусским народным собранием.
Проект новой редакции Концепции национальной безопасности был одобрен в феврале 2023 года на заседании Совбеза. Тогда глава государства поручил провести общественное обсуждение этого важнейшего документа, спросить мнение людей, прежде чем вынести его на окончательное утверждение. И в течение года во всех регионах было организовано порядка 70 дискуссионных площадок с широким общественным представительством. Ряд предложений от субъектов гражданского общества в том числе нашли отражение в доработанном документе. Они касаются прежде всего дополнительной защиты института традиционной семьи, повышения уровня социальной ответственности бизнеса, преодоления диспропорций регионального развития.
"Обеспечение национальной безопасности - это наша общая задача, каждого гражданина Беларуси", - подчеркнул Александр Лукашенко.
Что касается проекта новой Военной доктрины, то в ней в полном объеме учтены происходящие кардинальные изменения в военно-политической обстановке, новые военные опасности. Обновлены и подходы к определению характера современных военных конфликтов в интересах выработки адекватных мер реагирования для вооруженной защиты страны.
При этом не идет речь о какой-то кардинальной ревизии положений военной политики государства. Актуальные положения остались неизменными, сохранен оборонительный характер.
Ключевые направления трансформации современных рисков, вызовов и угроз в сфере национальной безопасности довольно подробно изложены в концепции и Военной доктрине, констатировал глава государства. "И многие заложенные там оценки и прогнозы уже сбываются", - обратил внимание белорусский лидер.
В качестве примера Президент привел ситуацию на Ближнем Востоке. "Это страшнейшая гуманитарная катастрофа. Обратите внимание, что угрозы применения ядерного оружия зазвучали практически сразу после эскалации конфликта. И, как это обычно бывает, со стороны "цивилизованного" Запада никаких санкций не последовало. Дежурные заявления, как будто ничего не произошло, - сказал глава государства. - К сожалению, мы вернулись во времена, когда военная сила стала главным аргументом при выстраивании межгосударственных отношений".
К теме национальной безопасности Александр Лукашенко вернулся и в конце недели во время посещения в Борисовском районе автозавода "БЕЛДЖИ". Во время общения с работниками предприятия прозвучал вопрос о том, достаточно ли мер предусмотрено в упомянутых документах для сохранения мира и спокойствия в стране.
"Мир дорого стоит. За него надо платить. Но вы можете не переживать. Мы никогда, наш народ и государство, не были так защищены как сейчас. Как оно будет, если, не дай бог, вспыхнет война, это уже все будет зависеть от нас. Система выстроена, есть Вооруженные Силы, мобилизационный резерв, территориальная оборона, народное ополчение. Все выстроено. Вооружение, боеприпасы на местах розданы, складированы. На данном этапе всего достаточно", - заверил Александр Лукашенко.
"Дайте мне экономику, а мир я обеспечу", - напомнил белорусский лидер о своем неизменном тезисе и требованиях как к правительству, так и работникам на предприятиях.
Глава государства в плане решения вопросов безопасности особо отметил сотрудничество с Россией. "Как только в Беларуси появилось ядерное оружие - все крылья опустили. И соседи ошалевшие наши, и другие. Хотя не дай бог не только мне, но и новому поколению политиков думать о применении этого ядерного оружия. Это страшное оружие", - сказал он.
Беларусь ранее получила от России ракетные комплексы "Искандер", развивает собственный военно-промышленный сектор, сохранив научные и производственные школы, оставшиеся еще со времен СССР. Все это является дополнительным фактором сдерживания. "Бедновато жили, людям было непросто. Но я знал, что надо это сберечь. Потому что это будущие рабочие места, перспективные. Космос, атомная станция. Мы раньше этим вообще не занимались. То есть уровень образования наших людей высочайший", - отметил Александр Лукашенко.
ОТ ТАМОЖНИ ДО КОСМОСА. Что Лукашенко не подписал "с колена", и о чем совещались с Совмином
Президент 18 января провел совещание с руководством Совета Министров. На рассмотрение главы государства было вынесено несколько предлагаемых новаций, затрагивающих различные сферы экономики. Президентские совещания подобного формата стали уже традиционными: перед принятием важнейших решений глава государства обсуждает с правительством и инициаторами нововведений необходимость и целесообразность вынесенных на его рассмотрение предложений.
На совещании с Правительством Александр Лукашенко также подчеркнул, что Беларусь может и должна заниматься импортозамещением в тех сегментах, которые по причине санкций были оставлены инвесторами из недружественных стран. Он публично привел один яркий пример с бывшими ресторанами "Макдоналдс", которые сейчас не менее успешно работают под новым отечественным брендом.
"Санкции ввели американцы. Они решили свернуть свою деятельность и уйти из Беларуси. Дверь открыта, уходите. Мы никого не держали, но и не выгоняли. Им было сказано: хотите работать - работайте, не хотите - уходите. "Но это же "Макдоналдс"… "Разве кто-то сможет потом работать так, как "Макдоналдс" в Беларуси" - главный был лозунг. И пошли ко мне ходоки: "Мы не сможем… Булочку там пополам разрезать и впихнуть туда колбасу или мясо не можем, картошка фри - и это мы не можем. Ничего не можем", - напомнил глава государства о возникшем на начальном этапе проблемном вопросе.
Александр Лукашенко в связи с этим заметил, что Беларусь по всему миру продает высококачественные продукты питания - и молочные, и мясные, и многое другое. "Картошка - ну мы же бульбаши. Булочку эту испечь - в нашем детстве этих булочек хватало, мы покупали за несколько копеек, и вкусно было и нормально. Разрезать булочку пополам, впихнуть мясо, картошку или салат туда не можем? Думаю, дай-ка я проверю, можем мы или не можем", - рассказал Президент.
Заниматься и держать этот вопрос на контроле было поручено пресс-секретарю Наталье Эйсмонт, а от правительства - первому вице-премьеру Николаю Снопкову. "Волевым образом была поставлена двум действующим лицам (задача. - Прим.). Просто под руку попались. Идите и сделайте", - сказал глава государства.
Александр Лукашенко рассказал, что и сам в итоге был погружен в вопрос, хоть и ни разу не был в "Макдоналдсе": "Пришлось окунуться, изучить эту систему. Ничего не пробуя и так далее".
В итоге в 25 ресторанах уже бывшего "Макдоналдса" сейчас организована работа и продукция пользуется спросом у населения. Сеть имеет перспективы для развития, и уже появился белорусский частник, который готов приобрести и вложиться в нее.
"Сейчас едим свою картошку. Я уверен, что она лучше. Мясо еще впихивают туда - сделали, - констатировал белорусский лидер. - Это наше, белорусское. И мы несем за это ответственность. Мы нормально кормим наших людей. Импортозамещение в питании людей - это самое главное. Питание людей - это здоровье. Все остальное ерунда. Гайки, болты и прочее - это мы умеем закручивать и производить".
ПЯТИУГОЛЬНИК КАЧЕСТВА. Какой советский символ возродили в Беларуси
На неделе Президент подписал Указ №21, которым в Беларуси учрежден Государственный знак качества.
Этот вопрос подробно обсуждался на совещании у Президента в начале января - не только дизайн самого знака, но и какое смысловое наполнение должно за ним стоять. Присвоение такого знака не должно быть формальностью, и за эту, фактически, награду для своих товаров предприятия должны будут серьезно побороться - не просто выпускать качественную, соответствующую лучшим отечественным и мировым аналогам продукцию, но и обладать безопасным, экологическим, инновационным, технологичным и эстетичным производством.
"Этот товар должен быть уникальным, он должен быть конкурентоспособным на международных рынках, - сказал Александр Лукашенко 5 января на примере грандов белорусского машиностроения. - Безукоризненная должна быть техника. Мы и проверять будем. Просто штамповать вам знак качества на кабину, капот или на стекло не будем, иначе мы опозорим страну".
Указом утверждено изображение и описание Государственного знака качества. Он представляет собой пятиугольник красного цвета, в центре которого расположено стилизованное изображение перевернутой буквы "К" и надпись "Беларусь". Пять углов знака символизируют качество белорусской продукции, достигаемое сочетанием пяти показателей производства: безопасности, экологичности, инновационности, технологичности и эстетичности.
Порядок присвоения Государственного знака качества и перечень стимулирующих льгот и преференций, предоставляемых производителям при его присвоении, будет определен правительством.
Напомним, утвержденный знак - это еще и элемент преемственности с аналогичной традицией в Советском Союзе, где также присваивали знак качества лучшей продукции. По сравнению с советским максимально сохранен и оригинальный дизайн знака.
ВСТАТЬ НА КРЫЛО. Зачем Президент ездил на "БЕЛДЖИ"
Президент 19 января совершил рабочую поездку в Борисовский район, где посетил СЗАО "БЕЛДЖИ". Предприятие уже на протяжении ряда лет в сотрудничестве с китайскими партнерами производит легковые автомобили, и они весьма успешно, как говорится, пошли в народ. Люди даже жаловались, что приходится неделями ждать в очереди, чтобы приобрести желанную "ласточку".
Но Александр Лукашенко приехал на предприятие не только и не столько для того, чтобы разобраться с вопросом очередей. Хотя это и стало первым вопросом, который Президент адресовал руководству завода. Главу государства заверили: мощности наращивают, у дилеров в наличии порядка 800 авто, все делается, чтобы удовлетворить возросший спрос. За год продано почти 68 тыс. автомобилей, объемы продаж на внутреннем рынке выросли в три раза, а на российском рынке- в два раза.
Главная цель приезда Президента, как он это сам обозначил, - это перспектива. В первую очередь легкового автомобилестроения. "Дальше - только вперед! Мы будем производить те автомобили, которые пользуются спросом и которые вы производите сейчас, - сказал Александр Лукашенко. - Цель моего приезда - перспектива. Пока я Президент, мы этот завод не бросим. Это мой ребенок отчасти. Будем его совершенствовать, растить, обучать и так далее. Это наше достояние. Мы это сделали, и будем двигаться вперед".
На сегодняшний день в Беларуси работа по созданию отечественных легковых автомобилей ведется по нескольким направлениям.
Прежде всего - это СЗАО "БЕЛДЖИ". Заводом получена лицензия на производство модели X50. Организована работа по импортозамещению ряда автокомпонентов и материалов на отечественные. В 2024 году запланировано получение лицензии на еще две модели - X70, S50. Согласовывается план модернизации завода для увеличения мощности до 120 тыс. автомобилей в год при двухсменном режиме работы. Лицензии на X50, X70, S50 позволят активизировать работы по импортозамещению автокомпонентов и, в конечном счете, создать компетенции не только по производству легковых автомобилей, но и их разработке и модернизации.
Новым направлением развития отечественного легкового машиностроения является производство в СП ЗАО "ЮНИСОН" легковых автомобилей марки "HONGQI" (Хунци) производства китайской компании FAW. Имеющиеся договоренности в перспективе дают возможность осуществлять не только крупноузловую, но и мелкоузловую сборку легковых автомобилей с последующей локализацией отдельных узлов и комплектующих.
Следующий уровень вопроса - это развитие электротранспорта. Этим в Беларуси занимаются уже давно. Например, выпускают на электротяге автобусы и даже карьерные самосвалы. Теперь стоит задача освоить серийное производство электромобилей. Базой для отечественной "электрички" выбрали как раз X50.
Вниманию Президента была представлена выставка с образцами автотехники различного назначения, электротранспортом производства предприятий Министерства промышленности и НАН Беларуси. Это, например, прототип самосвала БЕЛАЗ, работающего на водороде, туристический автобус МАЗ, опытный образец гибридного седельного тягача MAZ-X, современный электробус, легковые автомобили марки "HONGQI" (Хунци), опытный образец отечественного электромобиля.
Отечественное автомобилестроение в целом демонстрирует хорошие результаты работы. Например, в 2023 году удалось достичь максимального за более чем 20 лет объема экспорта. Реализуется масштабная инвестиционная программа, в том числе с участием российской стороны, которая в нынешних условиях очень заинтересована в продукции отечественного автопрома и готова финансировать соответствующие проекты. Ведь в Беларуси есть и производственные мощности, и специалисты, обладающие определенными компетенциями.
"Надо этим воспользоваться. Рынок есть, мы востребованы, - сказал Президент. - Они хотят с нами иметь дело. У нас есть компетенции, мы их сохранили. Надо этим воспользоваться, тем более деньги дают: "Ребята, делайте".
О задаче "кровь из носа"
Говоря об автомобилестроении в Беларуси, Александр Лукашенко образно выразился, что в этом плане "мы - птица, летящая если не на одном крыле, то на полутора крыльях". Он пояснил, что в стране производят грузовики, самосвалы, автобусы, но всегда менее развито было производство легковых авто. "В этой линейке должен быть легковой автомобиль. Это для людей. Нам надо дойти до каждого человека", - отметил Александр Лукашенко.
"Очередь бешеная. Люди хотят покупать этот автомобиль. Правительства главная задача и министра - кровь из носа удовлетворить спрос. Желательно, чтобы мы удовлетворяли этот спрос. В противном случае - свято место пусто не бывает, придут конкуренты. Поэтому надо, насколько это возможно, увеличивать производство легкового транспорта", - подчеркнул глава государства.
Александр Лукашенко также отметил важность дальнейшего развития сотрудничества с китайскими партнерами, которые обладают современными компетенциями в автомобилестроении: "Это высокого уровня производства. Поэтому с Китаем надо сотрудничать, у них учиться и заимствовать все, что можно".
О максимально возможной локализации
Для производителей в Беларуси остается один главный вопрос - локализация. "Нам надо самим производить больше", - сказал Президент, заслушивая доклады.
Об этом же он говорил и во время общения с работниками предприятия. "Предприятие состоялось. Не будем себя перехваливать: большой путь нам еще надо пройти (в вопросе локализации производства. - Прим.БЕЛТА), чтобы не таскать комплектующие со всего мира и прежде всего дружественного нам Китая. Спасибо им, что помогли нам создать такое предприятие. Сейчас мы уже созрели, чтобы делать автомобиль по максимуму белорусский. Мы смотрели ряд комплектующих, за которые наши предприятия взялись", - сказал глава государства.
"Перспектива - чтобы мы построили здесь (как мы еще тогда планировали, когда открывали завод) кузовной цех и штамповали кузова здесь. Наверное, нет в мире такой компании, которая бы (все. - Прим.БЕЛТА) комплектующие производила в одной стране, будь то самолет, автомобиль… Большая кооперация, кооперация вдолгую. Но в связи с тем, что мир ошалел, конкуренция доходит до военных действий, нам надо рассчитывать прежде всего на дружественные страны", - отметил Александр Лукашенко.
Подводя итог, Александр Лукашенко пояснил, что в плане локализации при производстве отечественных автомобилей будет делаться не только все, что возможно, но также учтут, чтобы при этом продукция была конкурентоспособной на рынке.
Об отечественном электромобиле
Александру Лукашенко доложили об итогах работы Национальной академии наук и Министерства промышленности в части разработки и создания электромобиля на базе платформы автомобиля "БЕЛДЖИ", а также продемонстрировали опытные образцы.
Президент сделал акцент на сроках запуска производства отечественного электромобиля, подчеркнув, что времени на раскачку нет и надо шевелиться, пока в мире тренд на такие машины и спрос растет.
"Минимум за сколько времени мы можем это сделать?" - спросил глава государства. Выслушав пояснения ответственных лиц, Президент установил срок к началу следующего года. "Ваша задача - к 1 января 2025 года вы должны в основном все это сделать", - поручил он.
Задача, поставленная главой государства, является весьма напряженной, ведь ранее сроки для разработки и производства отечественного электромобиля были определены в пределах 2021-2025 года.
"Нам предстоит к 1 января 2025 года создать необходимые технологические мощности для производства тех компонентов, которые используются в электромобилях, - пояснил журналистам вице-премьер Петр Пархомчик. - И со следующего года уже подойти к серийному производству электромобиля".
По поводу самого актуального для большинства людей вопроса - о стоимости будущего электромобиля - вице-премьер сказал, что будут стремиться к конкурентной цене.
"Мы ставим перед собой цель, что нужно создать те технологии, которые позволят нам получить конкурентную цену", - отметил он. Для ориентира можно брать стоимость отечественной Belgee Х50, поскольку электромобиль будет на базе этой модели, но окончательная цена будет определена позже, когда станет известна стоимость батареи и других комплектующих.
Одна из главных мировых тенденций сейчас - производство автомобилей на чистой электрической энергии. Это не только непосредственно электромобили, но и гибридные.
"Мир нам демонстрирует, куда двигаться. И мы определились, что и мы этим путем должны идти, но модернизируя и совершенствуя это производство, - отметил белорусский лидер во время общения с работниками предприятия.
О пилотных проектах
Белорусский электротранспорт уже сейчас пользуется на рынке большим спросом. В стране реализуются два пилотных проекта по переводу пассажирского транспорта на электротранспорт в Жодино и Шкловском районе с развитием соответствующей инфраструктуры. Окончание реализации проектов и поставка электротранспорта планируется в 1-м квартале 2024 года. Цель заключается в поэтапном наращивании использования электрической энергии в пассажирских перевозках, снижении уровня загрязнения воздуха, отработке на практике имеющихся в стране компетенций в производстве электротранспорта и зарядных станций.
"Это правильно. Надо на местах людям показывать, что это перспектива и в этом направлении надо работать", - оценил проект глава государства.
По словам специалистов, производители электротранспорта законтрактованы на текущий год и сейчас заключают контракты на 2025-й, продукция очень востребована.
"Значит, и я не ошибся, когда было принято решение о строительстве завода по производству автобусов. Надо бы только побыстрее, пока спрос есть, построить", - заметил Президент.
О кадрах на перспективу
Президент поблагодарил руководство предприятия и работников за то, что они на этом этапе сделали многое, чтобы люди встали в очередь за производимыми автомобилями.
"Мы будем вас всячески поддерживать. Только работайте честно, дисциплинированно", - заверил глава государства. Он также высказал пожелание, чтобы в дальнейшем была преемственность в коллективе завода: "Сделайте так, чтобы ваши дети стремились на это производство. Чтобы они здесь росли, становились инженерами, руководителями. Нам это очень нужно".
Учитывая планы по наращиванию объемов производства и специфику автомобилестроения, заводу "БЕЛДЖИ" и уже сейчас дополнительно нужны профессиональные кадры. За последний год численность сотрудников выросла с 1,2 тыс. до 1,5 тыс. человек. Но даже такого количества рабочих рук не всегда хватает, поэтому руководство предприятия обратилось к Президенту с просьбой отрегулировать некоторые положения трудового законодательства, которые в настоящее время налагают ряд ограничений даже при наличии согласия работника дополнительно трудиться и двойной оплаты за такой труд. Глава государства поручил срочно внести предложения на этот счет.
О льготном кредитовании покупки авто
Александр Лукашенко ответил на вопрос о возможности дальнейшего продления программы льготного кредитования отечественных автомобилей. Данная программа в свое время была принята, чтобы раскрутить производство и спрос, действует она и в нынешнем году.
Говоря о некоторой перспективе, Президент высказал позицию, что подобное льготное кредитование нужно будет прекращать, ведь эти средства, которые тратит государство, востребованы и по другим важным для общества направлениям. "Я сторонник того, чтобы потихоньку ее сворачивать. Потому что деньги вы или те, кто покупает, берут чьи-то. В итоге это сходится к бюджету. Ну а что, у нас бюджетные деньги некуда тратить, у нас богатые учителя, врачи, пенсионеры? - пояснил свою позицию Александр Лукашенко. - Чтобы создать это предприятие и раскрутить спрос, я пошел на то, чтобы предоставить эту программу".
Однако в настоящее время экономика выдерживает эту дополнительную нагрузку. "Пока мы не отменяем ее (программу кредитования. - Прим.БЕЛТА). Будем смотреть, как вы будете работать, будем считать деньги. И если ситуация будет более-менее терпимой, мы будем этой программы придерживаться. Но в данной ситуации, когда очередь стоит за автомобилями, это неправильно. Нигде в мире этого нет. Цель моя была дать деньги (льготы фактически) и раскрутить спрос. Мы этой цели и достигли - спрос бешеный. Надо эти механизмы отменять. Пока не будем. Да, это выгодно для людей, но это не ахти какие огромные деньги. Пока экономика наша терпит", - сказал Александр Лукашенко.
ДЕЛАЙ КАК Я. Каким образом Лукашенко советует воспитывать детей
Во время общения с работниками автопредприятия Президенту также был задан вопрос, как уберечь детей от негативного влияния интернета.
Эта тема волновала одного из работников предприятия - отца троих детей. Как оказалось, тема близка и главе государства, младший сын которого проводит в интернете достаточное количество времени. "Младший постоянно там. Но пользы от него много. Он мне приносит всю информацию: "Папа, посмотри, народ пишет", - рассказал Александр Лукашенко.
Что касается явно противозаконного контента, то здесь позиция Президента однозначна: такого рода информацию нужно ограничивать. И в ближайшее время в этой области будут дополнительные меры защиты.
По словам главы государства, прежде всего надо обеспечить занятость детей, загрузить их, чтобы поменьше времени оставалось на "посидеть в интернете". "Надо, чтобы ребенок был в жизни задействован так, чтобы у него не было времени для этого", - посоветовал он.
И в этом плане крайне важен личный пример родителей, задача которых - приобщать детей к труду, а не растить их избалованными. "Ты сам должен показать своему ребенку, каким он должен быть, (по принципу. - Прим.БЕЛТА) делай как я, - заявил Александр Лукашенко. - Ни в коем случае не балуйте детей, сделайте так, чтобы они были заняты, чтобы они трудились. Надо приобщать к труду наших детей".
Кроме того, не стоит искусственно ограждать детей от трудностей, убежден Президент, потому что через их преодоление формируется характер, приходит понимание, как устроена жизнь. "От трудностей их не надо отводить и уберегать. Пусть они почувствуют трудности", - посоветовал глава государства.
Надо отдать должное, что и сам Александр Лукашенко, несмотря на плотный график, всегда старается поддерживать высокую физическую активность. Одни из любимых его занятий - это колка дров и игра в хоккей. По воле случая одно увлечение на этой неделе помешало заняться другим. В субботу состоялся матч президентской ледовой дружины против соперников из Могилевской области, однако Александр Лукашенко вынужден был пропустить матч по причине травмы. Об инциденте он также вкратце рассказал во время посещения "БЕЛДЖИ": "Рубил дрова. Упала колодка, килограмм 80, на ступню. Ходил-ходил, вроде ничего, а потом...".
belta.by