Белорусское комбайностроение за четверть века глазами главного конструктора НТЦК

Генеральный конструктор НТЦ комбайностроения ОАО «Гомсельмаш» Сергей Федорович: «Посещение Президентом «Гомсельмаша» в марте 1996 года стало эпохальным событием, которое решило судьбу первого белорусского зерноуборочного комбайна и способствовало появлению нового направления в сельхозмашиностроении»

Вспомним события четвертьвековой давности. Совсем немного времени прошло после распада СССР. В большой стране была четкая специализация, в том числе и в сельхозмашиностроении: «Ростсельмаш» выпускал зерноуборочные комбайны, «Гомсельмаш» — кормоуборочные. Но тут СССР не стало. Страны СНГ резко сократили поголовье скота, и загрузка мощностей «Гомсельмаша» уменьшилась в разы. Одновременно из-за износа и списания у нас сократился парк зерноуборочных комбайнов. «Ростсельмаш» из-за кризиса не смог в начале 1990-х изготовить партию машин для белорусских хозяйств. Мы начали покупать их небольшими количествами в других странах. Но для этого требовалась валюта, которой в то время не хватало. Словом, жизнь толкала к импортозамещению. Больше всего для этой цели подходил «Гомсельмаш», который уже выпускал технику для полей. Сыграло свою роль и то, что генеральным конструктором головного специализированного конструкторского бюро по кормоуборочной технике (так тогда назывался НТЦК) был Валентин Шуринов, который пришел сюда в 1986 году из «Ростсельмаша» и имел опыт проектирования зерноуборочных комбайнов. Его заместителем с 1993 года работал Сергей Федорович — нынешний генеральный конструктор НТЦК ОАО «Гомсельмаш». Как рождался первый белорусский зерноуборочный комбайн, по какому пути пошла новая отрасль в дальнейшем, каким образом появился суперкомбайн и что ждет такие машины в будущем? Об этом наш разговор с Сергеем Федоровичем.

— Сергей Александрович, идея создания белорусского зерноуборочного комбайна в середине 90-х годов прошлого века, как принято говорить, витала в воздухе. Почему он был необходим, сказано выше. Но нередко бывает и так, что хорошие намерения остаются на уровне пожеланий. С другой стороны, они могут воплотиться в реальность, но процесс растягивается на долгие годы. В данном же случае все развивалось стремительно. Что этому способствовало?

 

— То, что начинать решили не на пустом месте, а задействовать уже выпускаемое «Гомсельмашем» универсальное энергетическое средство УЭС-250. То есть создавать не монокомбайн только для уборки зерна, а лишь сменное оборудование для имеющегося самоходного шасси. При этом, конечно, возникали сложности, связанные с тем, что часть комбайна была прицепной. 
 

 

 

Первые документы по зерноуборочному комплексу, которые вышли за пределы ГСКБ, подготовлены и подписаны 22 декабря 1995 года.

Посещение Президентом «Гомсельмаша» в марте 1996 года стало эпохальным событием, которое решило судьбу первого белорусского зерноуборочного комбайна и способствовало появлению нового направления в сельхозмашиностроении. Генеральный конструктор Валентин Шуринов вручил тогда Александру Лукашенко материалы с обоснованием предлагаемого проекта и попросил профинансировать работу. Просьбу удовлетворили быстро. 

В колхозе имени Урицкого Гомельского района 1 августа 1996 года на уборке ржи первый белорусский зерноуборочный комплекс КЗР-10 «Полесье-Ротор» скосил свой первый гектар. Эта дата — знаменательное событие в жизни «Гомсельмаша» и страны в целом. 

На испытание новой машины 24 августа 1996 года в Ветковский район прилетел Президент. Вот что об этом писала тогда газета производственного объединения «Сельмашевец»: «Сельмашевцы умышленно пустили в загонке «Дон» далеко вперед. «Полесье-Ротор» шел за ним сзади на одной скорости. Но Президент дал отмашку, гомельский комбайн прибавил скорость и быстро догнал «Дон». Затем было сравнительное испытание на маневренность. И здесь на поворотах, несмотря на критику оппонентов, «Полесье-Ротор» не уступил ростовчанину. 

Крестьянская хватка не изменила Президенту, когда он подошел к валку соломы и вороху половы и сам убедился, что в них нет зерна».

Дав положительную оценку новой машине, Президент пообещал материально помочь ее созданию. И слово сдержал.

 

 

Заведующий конструкторским отделом зерноуборочных комбайнов Юрий Поздняков, главный конструктор по унифицированным системам самоходных машин Олег Рехлицкий, заведующий отделом художественного конструирования Сергей Крапивин.

Обладая пропускной способностью 10—12 килограммов хлебной массы в секунду, КЗР-10 по производительности, потерям урожая, травмированию и чистоте бункерного зерна в свое время находился на уровне лучших зарубежных аналогов. 

— В народе не случайно говорят: лиха беда начало. За продвижение первого комбайна надо было бороться. В дальнейшем, получив поддержку Президента и зеленый свет от государства, стали быстро появляться новые модели зерноуборочных агрегатов. Популярно об их особенностях.

 

— Вторым нашим шагом стало создание монокомбайна КЗС-7 с пропускной способностью 7—8 килограммов хлебной массы в секунду. По производительности, качеству выполнения технологического процесса, условиям труда механизатора не уступал зарубежным аналогам, а по снижению себестоимости уборки превосходил их почти в 2 раза. А затем по мере роста урожайности Минсельхозпрод и хозяйства стали требовать комбайны с большей пропускной способностью. Так появился КЗС-10К. Обе модели были однобарабанными. Следующая — КЗС-1218 — двухбарабанная, за счет чего ускорялось движение хлебной массы, увеличивались ее пропускная способность и производительность по намолоту. Сегодня это самая популярная модель. 
 

 

— За четверть века усовершенствовались модели зерноуборочных комбайнов, возросла производительность, стали более комфортными условия труда механизаторов. Несом­ненно, за это время стал иным и труд конструкторов техники, другим стал и НТЦ комбайностроения. 

— Когда создавали первый зерноуборочный комбайн, было только 30 компьютеров. Сейчас они на каждом рабочем месте. Последний кульман убрали лет 12 назад. Ручное проектирование прекратили в 2002 году и примерно с того времени стали использовать 3D-графику.

На основе современной вычислительной техники в НТЦК создана единая компьютерная сеть, внедрены информационно-поисковые и измерительно-испытательные системы, а также системы автоматизированного проектирования, инженерных расчетов, технологической подготовки производства экспериментальных образцов новой техники.

 

Комбайн будущего КЗС-2124.

— Вы сказали, что сегодня самая популярная модель зерноуборочного комбайна — КЗС-1218. О нем хорошо отзываются инженеры и механизаторы. Почему не остановились на этой машине, стали разрабатывать более производительную, а затем создали и суперкомбайн?

— КЗС-1218 — замечательный комбайн. Его оценили у нас и за рубежом. Но машина прекрасно работает при урожайности зерна до 60 центнеров с гектара. А если выше, допустим 70—100, темпы уборки падают из-за недостаточной пропускной способности. Между тем число хозяйств с высокой урожайностью постоянно растет. Мы пошли им навстречу и создали КЗС-1624. Уже сам индекс говорит, что пропускная способность хлебной массы увеличилась на 4 килограмма в секунду. Словом, высокоурожайные участки стало проще убирать. Отличие этой модели от предыдущих в том, что вместо клавишного соломотряса комбайн оснащен роторным соломосепаратором. За счет применения гибридного обмолота улучшилось его качество, а оптимальная скорость работы комбайна увеличилась с 6 до 8 километ­ров в час.

...Александр Лукашенко 18 августа 2017 года побывал на пшеничном поле ОАО «Александрийское» Шкловского района. Ему показали комбайн КЗС-1624-1. Президент предложил испытать агрегат на ходу. Затем поручил конструкторам уже к следующей уборочной обновить модель, устранив все выявленные на практике недостатки, а также заняться разработкой и созданием еще более совершенного комбайна, который будет востребован в будущем. Через четыре дня на совещании с руководством экономического блока Александр Лукашенко заявил о необходимости создания суперкомбайна, который будет превосходить импортные аналоги.

 

Испытательный стенд.

Мы активно взялись за выполнение поручения Главы государства. В начале июня 2018 года с конвейера ОАО «Гомсельмаш» сошел первый комбайн КЗС-2124 с приставкой «супер». Наш суперкомбайн — это модернизированный КЗС-1624. Но у КЗС-2124 появилось много новинок. 

Агрегат оборудован системой картирования урожайности. Работа его позиционируется с помощью спутника, в компьютер заносится точная информация, сколько зерна намолочено с каждого клочка земли. Ее можно использовать впоследствии для дифференцированного внесения удобрений или средств защиты растений на отдельных участках. Согласитесь, это тоже немаловажно. Улучшились условия труда механизатора. Эффективное освещение приборов позволяет уверенно работать в темное время суток. Видеосистема с двумя камерами обеспечивает хороший обзор впереди и сзади. В кабине есть даже холодильник — вода из него в жару весьма кстати.

 

 

Глава государства 11 августа 2018 года на полях ОАО «Александрийское» Шкловского района испытал КЗС-2124 и назвал его комбайном будущего...

— Вы удовлетворили запросы наиболее требовательных клиентов. Вырастил 100 центнеров зерна с гектара — покупай самые высокопроизводительные модели. При этом эксперты говорят, что создавать комбайны с большей пропускной способностью нет смысла. Но одновременно все мы прекрасно знаем: техническое развитие никогда не останавливается.

— Хотя, как я говорил, число хозяйств с урожайностью выше 60 центнеров растет, но их все равно относительно немного. Вспомним, что средний показатель по стране никогда не превышал 40. Это значит, что еще немалое количество лет самым массовым будет комбайн КЗС-1218. Но не застывший в прошлом, а модернизируемый. И мы в этом направлении уже много сделали. Появилась модель КЗС-3219. На этом комбайне увеличили мощность двигателя, а вместо клавишного соломотряса поставили роторный соломосепаратор, как у КЗС-1624 и суперкомбайна. Несмотря на то что молотилка у него уже, производительность приблизилась к старшему брату. Вот цифры. КЗС-1218 при хорошей урожайности может намолачивать 18 тонн в час, КЗС-3219 — 22, КЗС-1624 — 24. То есть это промежуточная модель между средней и элитной. 

Появились также роторный и комбайн на газомоторном топливе, которое дешевле солярки. 

Думаем и о более далекой перспективе. В связи с вводом атомной электростанции и появлением излишков электроэнергии понадобится комбайн с электродвигателем и батареей, способной обеспечить непрерывную работу в течение дня. Придет и тот день, когда на поля выйдут беспилотные комбайны и один оператор будет управлять несколькими машинами.

 

 

Подытожить разговор я хочу вот чем. Президент 1 августа 2018 года посетил Минский район, где ознакомился с ходом уборочной кампании. На зерновом поле ОАО «1-я Минская птицефабрика» Александр Лукашенко заявил: «Это тоже наше достижение и наша победа, что мы смогли в непростые времена создать целую линейку своих комбайнов». Для нас, конструкторов и всего гомсельмашевского коллектива, это самая высокая оценка всей работы. 

 

 

gedroiz@sb.by

Фото автора и из архива НТЦК.

 
Подписывайтесь на нас в Telegram и Viber!